Плоды победы

На перепродаже половины «Томскнефти» «Роснефть» могла заработать больше $1 млрд

Роснефть» раскрыла подробности перепродажи «Томскнефти» – одного из крупнейших добывающих активов ЮКОСа. Купив год назад 100% акций «Томскнефти» на аукционе в составе лота с другими активами ЮКОСа, «Роснефть» в декабре 2007 г. продала половину этого пакета «Газпром нефти». Покупка всего лота обошлась в $6,8 млрд, а от продажи половины «Томскнефти» и части других активов «Роснефть» выручила 88,2 млрд руб. ($3,6 млрд по курсу ЦБ на дату транзакции).

Сколько стоили акции «Томскнефти» в том и в другом случае, неизвестно. Но в годовом отчете «Роснефти» по US GAAP указана сумма налога, уплаченного со сделки, – $285 млн. Налог рассчитывался по российскому налоговому законодательству и вся сумма уже выплачена, уточнил представитель «Роснефти». То есть прибыль «Роснефти» от сделки могла составить около $1,2 млрд (ставка налога на прибыль – 24%).

Размер реальной прибыли может отличаться от этой суммы, предупреждает адвокат юркомпании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев. Налог в этом случае определяется по расчетной цене, а единого механизма ее определения для ценных бумаг нет – за основу мог быть взят, например, отчет оценщика или стоимость чистых активов в пересчете на акцию, объясняет он. «Роснефть» размер фактической прибыли от сделки не раскрывала. Представитель компании ее уточнить отказался.

Зато в отчете приводится финансовый результат сделки – $1,745 млрд. Под финансовым результатом здесь понимается разница между ценой покупки и справедливой стоимостью, объясняет представитель «Роснефти». К фактической прибыли от перепродажи эта цифра отношения тоже не имеет, отмечает гендиректор аудиторской компании «Старовойтова и партнеры» Елена Старовойтова.

Представитель «Газпром нефти» сообщил лишь, что компания покупала актив по рыночной цене. «Роснефть» продавала акции «Томскнефти» по рыночной цене, а купила, как и другие активы ЮКОСа, с большим дисконтом – отсюда и прибыль в $1 млрд, резюмирует аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов.