США умаслили Россию

США стали крупным поставщиком сливочного масла в Россию, заняв третье место после Новой Зеландии и Белоруссии, подсчитали в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР)

Импорт растет. 246

тысяч тонн сливочного масла произведено в России в 2007 г.

123

тысячи тонн сливочного масла импортировано Источник: ИКАР

Раньше американского сливочного масла на российском рынке не было, говорит ведущий эксперт ИКАР Татьяна Рыбалова, первые поставки начались во второй половине 2007 г. В феврале они достигли 1700 т плюс 185 т американского масла, ввезенного из Канады. По словам Рыбаловой, основные поставщики – компании Grassland Dairy Products, Dairy Gold Inc, West Points Dairy Products, Foster Farms Dairy.

Основные объемы представлены блочным маслом, говорит эксперт, но из США привозят в Россию и фасованное сливочное масло под торговой маркой Grassland. Стоимость 1 кг продукта, по данным таможенной статистики, составляет в среднем $2. В оптовом звене американское масло одно из самых дешевых – 120–125 руб./кг за средний опт (финское – 150 руб./кг, немецкое – 140 руб./кг, белорусское – 100 руб./кг). «Российские импортеры переключились на американское масло, так как оно оказалось одним из самых дешевых. Это достигается за счет субсидий фермерам», – объясняет Рыбалова.

«В июне 2007 г. ЕС отменил субсидии экспортерам молочной продукции, и европейское масло резко подорожало. В тот момент оказалось, что американское масло – одно из самых дешевых в мире, – объясняет всплеск поставок генеральный менеджер молочного департамента Olam International Александр Поляк. – США традиционно производят солоноватое сливочное масло, но, почувствовав спрос за рубежом, стали производить для экспорта сладкосливочное – именно такое любят в России». Но он считает это временным явлением: после того как пошлину на сливочное масло вернули на прежний уровень (15% вместо 5%, который действовал в целях борьбы с ростом цен на продовольствие), объем поставок должен снизиться. «Традиционные поставщики – Белоруссия, Новая Зеландия и Европа сохранят свои позиции на российском рынке», – прогнозирует Поляк.

По словам Рыбаловой, Россия в поставках сливочного масла сейчас на 40% зависит от импорта: в 2007 г. в стране произвели 246 000 т сливочного масла и еще 123 000 т импортировали. «Объемы ввоза сливочного масла на уровне 100 000 т и больше сохранятся еще долго. Россия сможет обеспечивать себя маслом, когда средние надои на одну корову достигнут 5600–6000 кг в год, но это случится не скоро, так как сейчас они на уровне 3800 кг в год», – говорит эксперт. «Мы продаем масло оптовикам по 110–120 руб., и конкурировать с импортом по цене достаточно сложно, – говорит заместитель председателя совета директоров «Рузского молока» Василий Ходов. – Масло – самый сложный продукт с точки зрения сбыта». Тем не менее производство масла для «Рузского молока» рентабельно, поскольку включено в общий технологический цикл, объясняет он.