Советы консультанта: Цена честной игры


Недавно я провел исследование для внутреннего пользования – сравнил данные по доле налоговых платежей в общих расходах предприятий, с владельцами которых работал 5–6 лет назад, с аналогичными данными по новым проектам. И вот что очевидно: большинство нынешних клиентов уже перешли на легальные схемы ведения бизнеса или движутся по этому пути. Настрой в предпринимательской среде постепенно меняется. Если раньше уход от налогов считался нормой, а значительная часть прибыли формировалась за счет экономии на платежах в бюджет, то теперь преобладает мнение, что прозрачность бизнеса повышает его инвестиционную привлекательность. И это мнение полностью подтверждается несложными расчетами.

Приведу свежий пример: владелец успешного производственного предприятия принимает решение о выходе из бизнеса путем его продажи. Представляя данные о прибылях и убытках за последние три года, предприниматель поясняет, что за прошлый год при росте выручки на 40% размер чистой прибыли практически не вырос. Это связано с ростом затрат на оплату труда – вся зарплата теперь проходит вбелую. При определении стоимости бизнеса методом дисконтирования денежных потоков кроме прогнозируемого размера чистой прибыли важнейшую роль играет величина ставки дисконтирования. При построении ставки кумулятивным методом премия за риск наличия двойной бухгалтерии уменьшается, что ведет к увеличению стоимости компании даже при снижении показателя чистой прибыли.

Очевидно, что настоящий положительный эффект от обеления бизнеса предприниматель сможет ощутить, только если все предприятия отрасли перестанут экономить на налогах, т. е. исчезнет фактор недобросовестной конкуренции. В этом случае неизбежное падение рентабельности можно компенсировать постепенным повышением отпускных цен на продукцию и экономией на обслуживании налоговых схем. Один из моих петербургских клиентов, сознательно потерявший около 60% прибыли ради достижения прозрачности компании, уверен, что через два-три года к этому придут все пять его основных конкурентов из различных регионов страны. «Если не чувство социальной ответственности проснется, то государство заставит играть по-честному», – рассуждает он.

В повышении прозрачности малого и среднего бизнеса напрямую заинтересованы стратегические и финансовые инвесторы – если раньше, например, сделки с дистрибуторскими и торговыми компаниями срывались из-за больших таможенных и налоговых рисков, то теперь «побелевшие» предприятия привлекательны для прямых инвестиций и даже публичного размещения акций. А тех, кто предпочитает оптимизироваться по старинке, могу огорчить: шансов получить желаемую сумму за компанию с непонятными налоговыми рисками и непрозрачным учетом практически нет.