Нефтепровод переехал

Маршрут второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан изменится по настоянию Росприроднадзора. Это спасет экологию, но приведет к удорожанию проекта на 20 млрд руб.
Д. Гришкин

Восточная Сибирь – Тихий океан

нефтепровод. Проектная мощность – 80 млн т нефти в год. Первая очередь – 2757 км трубы мощностью 30 млн т нефти в год от Тайшета (Иркутская обл.) до границы с Китаем (Сковородино, Амурская обл.). Смета – 300 млрд руб. Завершение строительства – IV квартал 2009 г. Вторая очередь – труба от Сковородино до бухты Козьмино мощностью 30 млн т нефти в год с последующим расширением до 50 млн т, а также расширение первой очереди до 80 млн т нефти в год. Смета – 320–330 млрд руб. (в ценах 2006 г.). Завершение строительства – 2011–2012 гг.

Правительство Хабаровского края распорядилось перенести трассу второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан ниже города Хабаровска по течению реки Амур, чтобы обойти водоохранную зону. Об этом сообщил вчера «Интерфакс» со ссылкой на текст распоряжения правительства, подписанного 11 апреля губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым. Эту информацию подтвердил вице-президент «Транснефти» Михаил Барков, отметив, что решение согласовано с монополией.

По его словам, перенос маршрута второй очереди ВСТО удлинит трассу на 120 км и приведет к удорожанию трубы на 20 млрд руб. ($847 млн), но на сроках строительства не отразится.

До сих пор «дочка» «Транснефти» – «Гипротрубопровод» – разрабатывала два маршрута второй очереди ВСТО. Южный маршрут длиной 1963 км проходит рядом с железной дорогой (Транссиб). Северный маршрут на 60 км короче, но проходит по сложному рельефу.

Прохождение сложных горных трасс по северному маршруту потребовало бы дополнительно 50 000 т металла, а это лишние $3,5 млрд, поэтому приоритетным считается южный, объяснял ранее гендиректор «Гипротрубопровода» Зиновий Овчар. Но южный маршрут не понравился Росприроднадзору, поскольку предполагает прокладку нефтепровода возле Хабаровска через Амур выше по течению водозабора в границе санитарной зоны обустраиваемого источника питьевого водоснабжения.

Правительство Хабаровского края приняло решение [об изменении маршрута] после консультаций c Росприроднадзором, которые прошли 1 апреля, рассказал «Ведомостям» замглавы ведомства Олег Митволь. «Несмотря на удорожание проекта, решение «Транснефти» и Хабаровского края абсолютно правильное, ведь это спасет экологию региона», – радуется Митволь.

Аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров согласен с суммой, в которую «Транснефть» оценивает дополнительные расходы на проект. Строительство одного километра нефтепровода сейчас стоит примерно $4,5–5 млн, но, если участок связан с прохождением через водные преграды и прокладкой тоннелей, может быть и дороже, отмечает он. Тем не менее удорожание проекта таких масштабов на 6% некритично, считает Нестеров.