Вектор


Посторонних нет

Не то чтобы претензии на 2,5 млрд руб., предъявленные налоговой инспекцией сети салонов «Связной» за 2004–2006 гг., оказались чем-то неожиданным для рынка. То, в чем подозревают «Связной», т. е. ввоз сотовых телефонов через контролируемые фирмы-однодневки, годами практиковали многие, если не все крупные продавцы трубок. В частности, на использование «Евросетью» в прошлые годы «фирм, созданных в специальных целях» для ввоза товара, указывала KPMG, изучавшая отчетность крупнейшего продавца телефонов за 2004 г. «Связной» – второй по количеству салонов и обороту участник рынка сотового ритейла, и если он использовал фирмы-однодневки, то явно не один. Но уголовное дело, заведенное в 2005 г. по факту ввоза в Россию крупной партии контрабандных телефонов, «Связного» не коснулось. Милиция не раз обыскала офисы «Евросети», «Беталинка», Dixis и еще ряда дилерских компаний, а некоторые их сотрудники проходят в качестве обвиняемых по делу. «Связной» же остался тогда в стороне. Нельзя исключать, что нынешний интерес налоговиков именно к этой компании возник в том числе стараниями кого-то из раздосадованных конкурентов. Но им тоже стоит готовиться к возможным проверкам. В марте замруководителя налоговой службы Татьяна Шевцова обещала: внимание налоговиков к ритейлу в этом году усилится.

Не проверишь

Структура Shtokman Development AG (SD) может развалиться, пишет на своем сайте норвежский журнал Scandoil. Такой вывод журналисты издания сделали из беседы с Бенедиктом Хенриксоном – менеджером StatoilHydro, курирующим производственные отношения в России. SD – будущий оператор первой фазы проекта по разработке гигантского Штокмановского месторождения. Его акционеры – «Газпром» (51%), Total (25%) и StatoilHydro (24%). До конца 2009 г. оператор должен подготовить окончательное инвестиционное решение по проекту (предварительная оценка расходов – $15 млрд). Если всех акционеров устроит окончательная смета, то к 2013 г. на Штокмане уже должна стартовать добыча.

Из прямых цитат Хенриксона не следует, что кто-то из акционеров SD уже готов бросить проект. Но критика все же есть. До сих пор открыт вопрос, как выбирать подрядчиков для проекта, «структура издержек может оказаться неприемлемой» и проч., перечисляет менеджер.

Вчера как раз прошла встреча партнеров по проекту. Но о «развале» SD речи не шло, уверяет менеджер «Газпрома». «Мы являемся частью Shtokman Development, тесно работаем с «Газпромом» над планом развития проекта и нацелены делать это и в будущем», – подтверждает представитель StatoilHydro Ларс Бьелвин. У другого менеджера «Газпрома» есть такая версия: StatoilHydro до сих пор недовольна, что ее доля меньше, чем у Total, – 24% против 25% у французов. Но источник в StatoilHydro отрицает это. Норвежскую компанию можно понять, продолжает менеджер «Газпрома»: именно у нее есть опыт работы на арктическом шельфе, а она – самый младший партнер. А критика со стороны партнера может продолжиться до того времени, как будет готово ТЭО проекта, считает он. То есть еще почти год.

Возвращение к стокам

Минприроды намерено инициировать приостановку рассмотрения в суде исков Росприроднадзора к Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату (50,1% – у структур Олега Дерипаски) до августа, сообщил министр природных ресурсов Юрий Трутнев (цитата по «Интерфаксу»). К тому времени ЦБК обещает запустить замкнутую систему водоочистки. Она нужна – сейчас производственные отходы попадают в озеро. И по результатам проверки Росприроднадзора «концентрация загрязняющих веществ в стоках, поступающих в Байкал, по отдельным позициям превышена в 12 раз». Более того, комбинат использует водный объект (забор воды и сброс стоков) без лицензии и других разрешительных документов – срок их действия истек 3 ноября прошлого года. На исправление ситуации был дан месяц. Ничего не изменилось. Тогда-то руководитель Росприроднадзора Олег Митволь и направил иск в иркутский арбитраж с требованием приостановить работу ЦБК, а чуть позже еще один – о возмещении ущерба в 3,5 млрд руб., нанесенного озеру в результате двухмесячной работы предприятия без разрешений. Параллельно Митволь требовал приостановки производства целлюлозы на пять дней, ссылаясь на зашкаливающие показатели загрязнений. Руководство комбината отвечало, что приостановка грозит еще большей экологической катастрофой: через очистку комбината проходят и городские стоки Байкальска. Митволь не победил ЦБК. И ему остается только недоумевать: хорошо, пусть приостановка ЦБК – это страшно, но зачем класть под сукно и дело по иску об ущербе? Ведь оно не мешает ни стокам, ни запуску новой системы водоочистки.