Союзники

Европейский концерт Берлинского филармонического оркестра и Саймона Рэттла явил собой высококачественный симбиоз пышных романтических традиций и современного мышления

Концерт берлинцев, в прямом эфире передававшийся из Большого зала консерватории многими телеканалами Европы, удался: московская публика вновь смогла насладиться роскошным звуком и эталонным мастерством оркестра, более 100 лет сохраняющего марку одного из лучших в Старом Свете.

Золотой набор немецкой классики, к которому в первую очередь относятся симфонии Бетховена, со времен Фуртвенглера и Караяна настолько вошел в плоть и кровь оркестра, что сегодняшние интерпретаторы бессильны придумать его сколько-нибудь свежую трактовку. В эпоху повсеместно распространенного аутентичного исполнительства Берлинские филармоники продолжают играть Бетховена в устаревших традициях ХХ в. – большим и грузным составом, на современных инструментах. Саймону Рэттлу, кто как раз знает толк в аутентизме, приходится мириться с этими неискоренимыми атавизмами, но он все же способен задать оркестру быстрый темп в духе XVIII в. (это было заметно в скерцо и финале Седьмой), сообщить кульминациям нужную жестковатость и придать открытой эмоциональности. Седьмая Бетховена с ее круговоротом игрищ, шествий, танцев и победоносных скачек получилась у берлинцев и Рэттла компромиссной, но живой – и даже более живой, чем у тех же берлинцев и Аббадо, привозивших Седьмую в 1996 г. в Санкт-Петербург.

Новостью для Москвы оказался моложавый и энергичный британец на подиуме – Саймон Рэттл, заменивший на посту главного дирижера нашего старого знакомого Клаудио Аббадо. Рэттл дирижировал Седьмой симфонией Бетховена – музыкой, которую Берлинский филармонический оркестр способен сыграть и вовсе без дирижера.

Вопрос об историческом стиле не стоит так остро, когда Берлинский филармонический оркестр играет музыку, написанную в романтическую эпоху. К ней и относится соль-минорный Скрипичный концерт Бруха – в его исполнении царила полная гармония между оркестром, дирижером и солистом: скрипач Вадим Репин сыграл безукоризненное соло и был снабжен полнокровным, чутким и пышным аккомпанементом.

Но программа Европейского концерта включала не только немецкую музыку. Рэттл – человек широкого кругозора, да и берлинцы способны на многое далеко не только в германском русле: в открытие концерта была поставлена Симфония в трех движениях Стравинского, и немцы без сучка без задоринки справились с параметрами этой русско-американской партитуры – рубленой ритмикой, терпкими акцентами, графикой многоголосья, разве что псевдоцитаты из Россини могли бы прозвучать послаще, но маэстро Рэттлу сладости, видимо, не по вкусу.

Союз Рэттла с его репутацией прогрессиста и свободолюбца и консервативных Берлинских филармоников все же не кажется естественным. Представим себе рьяного демократа, которому вдруг предложили принять королевский сан, а он и согласился. С другой стороны, консерватизм тоже сделал очередную уступку. Незадолго до московского концерта стало известно, что берлинцы продлили контракт с Рэттлом еще на целых 10 лет – аж до 2018 г. Значит, ситуация компромисса их устраивает и новых перемен они не хотят. Качество результата при таком классе, наигранности и взаимопонимании обеспечено надолго. А с вдохновением контракт заключить невозможно.