Каша по-фламандски

В графике Пасхального фестиваля особняком стоял концерт фламандских аутентистов, исполнивших оратории и кантаты Баха

Филипп Херревеге прибыл со своим ансамблем Collegium Vocale Gent (12 певцов составили хор, в котором пели и солисты) и барочным оркестром, играющим на исторических инструментах. Состав был скромнее, чем на «Страстях по Матфею» в 2004 г., сами баховские опусы лаконичнее – Пасхальная оратория, Кантата BWV 68, Оратория на Вознесение.

Публики было тоже меньше (но знатоки), а фламандские музыканты не стремились выглядеть покорителями. Их музицированию присуща будничная возвышенность, они играют для Бога, для Баха, для себя и для нас, если уж мы тут оказались. Филипп Херревеге, обликом кабинетный профессор, не нуждается в харизме – он избегает широких жестов и убирает тутти застенчивым движением ладони. Впрочем, и тутти здесь не обваливаются на уши: музейные инструменты вкупе с живыми голосами создают ясный прозрачный аккорд, висящий в воздухе.

Концерт подарил чувство причастности к интимному духу евангелия, ожившему через вдумчивое, несуетное постижение деталей немецкого барокко, с осмысленностью его украшений, единством слова и музыки, повествовательностью и тихой праздничностью. Вместе с тем как из протестантства исчез протест, так и аутентичное исполнительство утратило пафос альтернативности и догмотворчества. В нем проступила стародевическая успокоенность.

Неловко писать такое про музыкантов Херревеге, на которого равняется целое направление, но если виолончель фальшивит, скрипка, играя соло, отстает от темпа, тенор не справляется с интонацией, а три трубы играют кто в лес кто по дрова, то впору говорить о нехватке подготовки. Слабым голосам и тембрам старинных инструментов не помогали масштабы Зала имени Чайковского, стабильно держался на плаву лишь контратенор Дамиен Гюйон. Но ритмический костяк музыки Баха утонул в манной каше, откуда мэтр аутентизма его так и не выловил.