Новинки книжных развалов Газпром: новое русское оружие


Валерий Панюшкин,

Михаил Зыгарь

М.: Захаров, 2007. 256 с.

Подзорная труба незамысловата, но в ней помимо прочих компонентов обязательно присутствует коллектив: плосковыпуклая собирательная линза вблизи изображения, даваемого объективом, и еще одна, наклоняющая лучи к оптической оси. Коллектив авторов, а именно Валерий Панюшкин и Михаил Зыгарь, «посмотрели на страну сквозь газпромовскую трубу» и увидели множество занимательных вещей, включая и коллектив.

Из 300 000 «призванных» «Газпромом» – те, кто творит историю компании снизу, в разговорах «начинают всегда с северной романтики, а оканчивают всегда деньгами». Многие из тех, кто сверху, уже сами стали историей: портреты отцов-основателей, в «тяжелых дубовых рамах, в человеческий рост величиной, писанные маслом по холсту, с мудрыми и добрыми глазами, с судьбоносными документами в руках», «висят в приемной при входе в зал заседаний правления». Правда, портрета Алексея Миллера там нет, зато он вместе с президентом Путиным висит в каждом кабинете сколь-нибудь значимого газпромовского начальника. У пресс-секретаря «Газпрома» Сергея Куприянова, например, портрет главы правления висит «вместе с рекламой пива «Миллер», украшенного слоганом It’s Miller Time».

Настоящее время Миллера, судя по книге, началось 30 мая 2001 г. в 15.00, когда в здании «Газпрома» на улице Наметкина состоялось заседание совета директоров. «На нем Дмитрий Медведев представил всем нового главу «Газпрома» – нервного чиновника с крохотными усиками, – повествуют авторы. – Пройдет несколько лет, прежде чем новый глава газового концерна приобретет спокойную вальяжность, сбреет усики и обзаведется лучезарной улыбкой».

У одного читателя улыбка испарится, у другого, возможно, станет злорадной, когда он дочитает до главы о смене менеджмента в компании: по воспоминаниям очевидца, «у одного менеджера неожиданно переставала работать магнитная карточка на вход, другого срочно вызвали из отпуска, чтобы сказать: «Вы уволены». Этих слов не дождался однокашник Миллера по университету Альфред Кох, которого тот держал «в приемной по нескольку часов». Зато Елена Васильева, вызванная Миллером из Питера, просто заняла чужой кабинет. «Бывший глава совета директоров «Газпрома» Александр Казаков вспоминает: «Прихожу я как-то на работу, а в моем кабинете дама. Ей понравился мой кабинет, и она приказала вынести мои вещи».

Панюшкин и Зыгарь не выносят сор из избы, просто честно рассказывают, что сами узнали о той государственной компании, где все не как у всех нас: собственное здравоохранение, своя банковская система, своя валюта – «не рубль вовсе, а такая, которую в данный момент удобно использовать: евро, доллар, китайский юань», и где «буква G в виде горелки смотрит отовсюду, словно глаз Большого брата».