Джон Флеминг: «Страха перед профсоюзами нет», - Джон Флеминг, президент Ford of Europe

Забастовки на заводе в Санкт-Петербурге свидетельствуют, что бизнес компании в России уже достиг зрелой стадии, уверил «Ведомости» президент Ford of Europe Джон Флеминг
В. Волков

Volvo Trucks и Scania собираются строить заводы по выпуску грузовиков в России. У Ford нет таких планов?

1967

начал работать на заводе Ford в Хейлвуде (Великобритания)

1984

менеджер по производству в цехе окраски

1991

директор по производству завода Ford в Хейлвуде

1993

операционный директор завода Ford в Хейлвуде

2001

вице-президент Ford of Europe президент

2004

Ford of Europe

Ford Motor Company

производитель автомобилей. производит автомобили под марками Ford, Lincoln, Mercury, Mazda, Volvo. Объем продаж: в мире – 6,5 млн автомобилей, в России – 175 793 (2007 г.). Выручка – $172,46 млрд (2007 г.). Чистый убыток – $2,72 млрд. Капитализация – $17,6 млрд. Акционеры – cемья Форд (40% голосующих акций).

Ford of Europe

Подразделение Ford Motor Company. Объем продаж за 2007 г. – 1,46 млн легковых и 369 985 коммерческих автомобилей. Выручка за 2007 г. – $36,5 млрд. Прибыль до налогообложения – $744 млн. В России Ford Motor Company представляет дочерняя компания «Форд мотор компани ЗАО». В 2002 г. был запущен автомобильный завод во Всеволожске.

Джон Флеминг начал работать на заводе Ford в английском городе Хейлвуде в 1967 г., 16-летним учеником. 37 лет спустя он возглавил весь европейский бизнес компании, став президентом Ford of Europe. Под руководством Флеминга европейское подразделение компании развивается много успешнее, чем американское: Ford North America продолжает терпеть многомиллиардные убытки, а Ford of Europe уже завершило реструктуризацию и вновь вышло в плюс. В 2007 г. Ford S-Max был признан европейскими журналистами «Автомобилем года» в Европе, на следующий год новый Ford Mondeo занял в том же конкурсе 3-е место. Любят Ford и в России: по итогам прошлого года Ford Focus стал самой продаваемой иномаркой в нашей стране. Ford – первый иностранный автопроизводитель, решившийся на полномасштабную сборку своих машин в России и пока сохраняющий гандикап перед конкурентами. Ford продолжит инвестировать в Россию, но будет делать это осторожно. «Я слишком много времени в своей жизни потратил на реструктуризацию, потому что у нас оказывались избыточные мощности», – объясняет президент Ford of Europe.

– Ford of Europe прибылен, Ford North America теряет миллиарды. В чем причины – европейский Ford делает более красивые и надежные автомобили, чем американский, команда в Европе работает лучше, чем в Америке, или проблемы североамериканского Ford больше внешние, чем внутренние?

– Возрождение Ford of Europe произошло в начале этого десятилетия. До этого у нас были практически те же самые проблемы: избыточные производственные мощности, продукты, которые мы производили, не в полной мере отвечали ожиданиям покупателей... Мы провели реструктуризацию и, главное, начали выпускать продукты, которые пришлись потребителям по вкусу. И бизнес пошел в гору. Если вы взглянете на план гендиректора Ford Motor Company Алана Малалли «Четыре пункта», в нем очень много схожего [с тем, что проделало Ford of Europe]: реструктуризация бизнеса, оптимизация производственных мощностей... Есть очень много причин, почему Ford [в Северной Америке] испытывает проблемы, и Ford здесь не одинок: объем рынка уменьшается, предпочтения покупателей меняются, внедорожники и пикапы уже не столь популярны... То есть и внешние, и внутренние причины.

– Насколько независим Ford of Europe от Ford Motor Company? Со стороны кажется, что ваша американская штаб-квартира полностью поглощена решением внутренних проблем, а раз вы в Европе уже вышли в плюс, значит, все в порядке и на вас можно не отвлекаться.

– У вас неправильное представление. Мы действуем как бизнес-единица, т. е. ведем свой учет прибылей и убытков, но мы не работаем в отрыве от материнской компании. Мы просто не можем себе позволить вести разработку отдельных автомобилей для различных частей света. То есть прибыльность Ford of Europe – не результат нашей независимости, а следствие различных бизнес-циклов: мы уже провели реструктуризацию, Ford North America находится в процессе. Но у меня нет сомнений, что в результате реализации плана компания станет прибыльной в 2009 г.

– Я спросил об этом, потому что Алан Малалли провозгласил курс на создание глобальных автомобилей под маркой Ford. Тем же путем движется General Motors и, на мой взгляд, обгоняет вас.

– Я не хочу говорить, кто быстрее, а кто медленнее, я лишь могу сказать, что у нас есть план реструктуризации и мы его выполняем.

– Как я понимаю, новая Fiesta станет первым глобальным автомобилем Ford?

– Да. Продажи Fiesta в Европе должны начаться в 2008 г. В этом же году Fiesta появится в Китае и других странах Азии, а в 2010 г. – в Северной Америке.

– Кажется, вашей российской «дочке» – «Форд мотор компани ЗАО» не помешали бы дополнительные инвестиции, чтобы развиваться в России еще быстрее и успеть захватить максимальную долю рынка, пока конкуренты не достроили свои заводы.

– В 2000 г. мы выпустили и продали в России менее 4000 автомобилей. В 2007 г. наши мощности позволяли выпускать уже 74 500 машин. И мы уже объявили, что эти мощности будут увеличены до 125 000. Мы будем изучать возможности дальнейшего расширения производства, но подходить к этому вопросу очень консервативно – я слишком много времени в своей жизни потратил на реструктуризацию, потому что у нас оказывались избыточные мощности. Тот факт, что мощности петербургского завода загружены на 100%, на мой взгляд, очень и очень позитивен.

– То есть вы довольны теми темпами роста, что демонстрирует Ford в России?

– Я доволен в целом тем, как идет бизнес у Ford в России. Мы продали 175 000 автомашин в прошлом году – очень хороший результат для нас.

– Сейчас у Ford 133 дилера в 88 городах России, в этом году должны появиться еще 30 дилеров. Сколько всего вам их нужно в России?

– Мы продолжим расширять дилерскую сеть по мере роста рынка и увеличения наших производственных мощностей. Мы очень довольны нашими дилерами в России, довольны теми инвестициями, что они сделали, и, думаю, они получают хорошую отдачу на свои вложения благодаря быстрому росту Ford в России.

– А сколько дилеров вам нужно для грузовиков?

– О, мы только начали тестировать рынок. Точных цифр я вам сейчас не назову, но это будет сравнительно небольшое количество.

– На этот вопрос у меня пока нет ответа. Сегодня грузовики Ford производятся в Турции, нас эта ситуация полностью устраивает, и мы будем двигаться вперед.

– Катализатором забастовочного движения на заводе Ford во Всеволожске стала поездка одного из рабочих – Алексея Этманова на завод Ford в Бразилии, где он увидел, что бразильские рабочие Ford получают больше российских. Вернувшись, он организовал на российском заводе Ford профсоюз, который потребовал от администрации значительного увеличения зарплат. Споры по этому вопросу привели к тому, что рабочие несколько раз объявляли забастовку. Какова позиция руководства Ford of Europe по этому вопросу?

– Повсюду, где у Ford есть заводы, – в США, Великобритании, Бразилии – мы сотрудничаем с профсоюзами. Поэтому у меня нет никаких проблем с тем, что наши рабочие в Санкт-Петербурге решили, что им нужен профсоюз для представления их интересов. У нас нет ни страхов, ни беспокойства в связи с этим профсоюзом.

Да, у нас есть проблемы, которые то обостряются, то затихают. По моему мнению, эти проблемы – свидетельство того, что компания выросла. Но в конце концов, это наша ответственность – руководителей компании – выстраивать отношения с представителями работников и не допускать развития событий по тому сценарию, как это случилось в Санкт-Петербурге. Бессмысленно сравнивать зарплаты на предприятиях одной компании в разных странах, поскольку уровень жизни и стоимость жизни в этих странах всегда различаются. В Санкт-Петербурге мы повысили зарплаты до очень конкурентоспособного уровня на местном рынке. И переговоры с представителями трудового коллектива будут продолжаться.

– А как Ford of Europe способен помочь российской компании в решении этого вопроса – может, имеет смысл прислать в Петербург специалистов по персоналу, имеющих опыт разрешения подобных конфликтов в других странах?

– Как я уже говорил, Ford Motor – это хорошо интегрированная организация. Российский Ford – это не автономная компания, работающая сама по себе, а часть европейской производственной системы Ford. Эдриан Стэд, наш руководитель отдела персонала в Петербурге, – британец с большим опытом работы в HR. Думаю, он все делает правильно.

– На ваш взгляд, по мере того как в Петербурге будут вступать в строй новые автозаводы, ситуация на рынке труда будет становиться стабильнее или нестабильнее, отношения менеджмента и рабочих – лучше или хуже?

– Может быть и так и так. У нас есть заводы во многих городах мира, где по соседству расположены заводы других компаний. В момент запуска производств это создает некоторую неразбериху – часть людей перебегает с завода на завод и т. д., но со временем все стабилизируется. Так что я бы не рассматривал это как долгоиграющий эффект.

С точки зрения бизнеса наличие сразу нескольких автозаводов в одном месте – несомненный плюс, так как это привлечет поставщиков комплектующих, которые получат гарантированный объем закупок. А мы, в свою очередь, получим выгоду, покупая комплектующие местного производства.

– Скажите, а почему Ford не продает Mustang в России? Состоятельные россияне любят быструю езду и не слишком озабочены вопросами экологии и цен на бензин, а Ford Mustang – едва ли не самый харизматичный спорткар из всех, что выпускает американский автопром.

– Мы не продаем Mustang в Европе. Причина в том, что очень сложно создать разветвленную дилерскую сеть, которая будет торговать автомобилем с таким незначительным объемом производства, как Mustang. Соответственно, очень сложно наладить доставку запчастей для клиентов. Да, у таких автомобилей очень громкая слава, но, когда начинаешь интересоваться, сколько людей действительно готовы купить эту машину, их количество оказывается слишком невелико, чтобы оправдать начало поставок.

– А что в вашем гараже?

– Сейчас – новый Mondeo, который я использую как бизнес-автомобиль. В скором времени собираюсь сменить его на Kuga. Есть еще Aston Martin Vantage.

Земляк Джона Леннона

Болельщик Родившийся в Ливерпуле, Флеминг, естественно, является страстным поклонником знаменитого местного клуба FC Liverpool. Флеминг, смеясь, признает, что оказал «некоторое влияние на принятие решения» о том, чтобы Ford стал спонсором футбольной Лиги чемпионов. Но не потому, что Liverpool показывает хорошие результаты в Лиге, добавляет он: «Сегодня Лига чемпионов – это одно из наиболее успешных спортивных соревнований, оно собирает колоссальную аудиторию. И это прекрасная возможность для продвижения бренда Ford». Футбольные матчи Флеминг посещает «не так часто, как этого хотелось бы», пять-шесть раз за сезон – иногда в Англии, иногда в Германии (благо штаб-квартира Ford of Europe находится в Кельне). Музыкант Другое увлечение Флеминга – рок-музыка тоже имеет географическое объяснение, если вспомнить, где начинали свою карьеру музыканты The Beatles. Топ-менеджер Ford имеет репутацию профессионального гитариста, а среди его инструментов есть даже знаменитая модель Lucille – на такой же играет сам Би Би Кинг. Флемингу, впрочем, больше нравится Марк Нофлер, Dire Straits. Играет он для себя, а не для других, концертов не дает. Ford Motor Company производитель автомобилей