Размещение бюджетных средств: Нужны ли банкам деньги


Вместе с тем размещение в банках средств бюджета, равно как и средств госкорпораций, полезно лишь в качестве временного стабилизатора. В стратегическом плане эта мера не меняет инфраструктуру рефинансирования: основными получателями средств в рамках таких аукционов останутся госбанки. Три четверти совокупного лимита приходится на Сбербанк, банки группы ВТБ и Газпромбанк. Методика отбора кредитных организаций, установленная Минфином, сокращает возможности получения бюджетных ресурсов крупными частными банками – корпоративными кредиторами (Альфа-банк, МДМ-банк, Транскредитбанк). Не говоря уже о средних региональных банках, которые как не имели доступа к рефинансированию, так и не будут его иметь при размещении госресурсов в банковской системе. Правда, ориентируясь на крупных игроков, Минфин и Банк России избавляют себя от необходимости вырабатывать дополнительные механизмы недопущения морального риска (moral hazard) и неблагоприятного отбора (adverse selection). При более либеральных условиях допуска банков к бюджетным деньгам такие механизмы были бы необходимы.

Осенью 2007 г. банки пережили несколько напряженных месяцев, испытав чувствительную нехватку ликвидности. После этого власти и банковское сообщество стали всерьез рассматривать возможность размещения временно свободных средств бюджета на банковских депозитах как одну из мер недопущения рецидивов кризиса ликвидности. Эта инициатива получила политическую поддержку президента и правительства. 9 апреля Министерство финансов РФ обнародовало приказы, устанавливающие порядок отбора банков к участию в аукционах по размещению этих средств и порядок расчета лимитов на эти кредитные организации (приказы № 40н, 41н и 42н). Это сделало возможным практическую реализацию данной идеи.

Первый блин комом

Первый аукцион состоялся 17 апреля. Предполагалось разместить до 300 млрд руб. временно свободных средств. Ранее в связи со значительным масштабом налоговых выплат, приходящихся на конец апреля, говорилось о сумме в 600 млрд руб. Однако и сниженный лимит оказался выбран лишь на 8%. По данным Минфина, приток средств в банковскую систему по итогам аукциона составил 23,6 млрд руб.

Спрос оказался столь низким в основном из-за высокой процентной ставки, затребованной Минфином, – 7,25%. Это практически на 1 п. п. выше ставки по операциям репо Банка России и стоимости заимствований на межбанке. Срок размещения (один месяц) также не способствовал повышению активности участников. Коммерческие банки, объединенные под эгидой Ассоциации российских банков, хотели бы получать бюджетные средства как минимум на полгода и с премией максимум 0,25–0,5 п. п. к ставкам по операциям репо в Банке России.

Процедура проведения аукциона также вызвала нарекания. Банки подавали заявки в системе «Рейтерс-дилинг» «вслепую», удовлетворялись они без публичного объявления получателей бюджетных ресурсов. В итоге известно лишь общее количество участников – восемь – и то, что среди них точно был Сбербанк... Нет, наконец, и официального перечня банков, имеющих право на участие в аукционах. В приказе Минфина № 40н перечислены лишь сами критерии отбора – международные рейтинги и величина собственного капитала.

Последующие два аукциона вновь прошли ни шатко ни валко. Объем размещения в ходе второго аукциона 24 апреля составил 17,7 млрд руб. (лимит был установлен на отметке 250 млрд руб.) при 10 кредитных организациях – участниках. В результате третьего аукциона, состоявшегося 12 мая, пять банков-участников (ВТБ, «ВТБ 24», Альфа-банк, Номос-банк и «Уралсиб») получили 23,5 млрд руб., или уже почти 50% от предлагавшегося объема средств. Правда, лимит размещения перед аукционом был понижен Минфином с 250 млрд до 50 млрд руб.

Чего ждать дальше

На основании невразумительных итогов первых двух аукционов не стоит делать вывод, что размещение бюджетных средств в банках – мера излишняя. Уровень ликвидности (сумма депозитов банков в ЦБ и средств на корсчетах) с начала третьей декады апреля находится на весьма низком уровне (около 600 млрд руб.). Повышение Банком России ставки рефинансирования 28 апреля вызвало нервозность среди участников межбанковского рынка – ставки по кредитам превысили 10%. Это стимулировало спрос на операции прямого репо, объем которых за два дня вырос с 10 млрд до более 200 млрд руб. Лишь после завершения налоговых платежей в экономике спрос на ликвидность спал, а ежедневные объемы репо вернулись к 5–15 млрд руб.

Таким образом, аукционы по размещению бюджетных средств как мера денежно-кредитной политики еще получат возможность проявить свою состоятельность. Если не в апреле-мае, то, например, в июне-июле, когда налоговые выплаты совпадают по времени с необходимостью рефинансировать значительную часть внешнего банковского и корпоративного долга. Размещение бюджетных средств по ставке 7,25% станет привлекательным для банков при повышении межбанковских ставок хотя бы до 8% – даже из чисто спекулятивных мотивов (для последующего размещения их на межбанке). Поэтому число участников аукционов в таких условиях будет расти, стремясь к предельной отметке 30–35 банков (столько банков имеют право участвовать в аукционах).

В результате бюджетные аукционы лишь искусственно повысят концентрацию в отечественном банковском секторе, не решая фундаментальной задачи – повышения сберегательной активности населения. К тому же возможности бюджета «делиться лишним» жестко зависят от макроэкономической конъюнктуры, как и ресурсы, позволяющие создавать новые госкорпорации.

Так что аукционы по размещению бюджетных средств еще покажут свою значимость для снятия напряженности с ликвидностью, но фактором долгосрочного развития банковской системы они, конечно, стать не способны.