Вектор


Горячая пора

Цена импортного газа для Украины (а это две трети ее потребления) приблизится к европейскому уровню в 2011–2012 гг., заявил вчера начальник департамента «Газпрома» Александр Михеев. На это же рассчитывает и покупатель газа – «Нафтогаз Украины», о чем недавно говорил его руководитель Олег Дубина. Кроме одной детали ничего особенного в таком сроке нет: по плану «Газпрома» с 2011 г. на европейские цены должны перейти все страны СНГ (пока есть договоренности с тремя – Белоруссией, Молдавией и Арменией). Но есть та самая деталь, которая портит всю картину: «Газпром» продает Украине газ из Средней Азии, а та хочет поднять цены на свое топливо до европейского уровня уже в 2009 г. И «Газпром» на это согласился. Кто будет платить за этот газ, не ясно. Неизвестна пока и его цена – о формуле «Газпром» будет договариваться все лето. Видимо, на длительные и спокойные отпуска менеджеры «Газпрома» могут не рассчитывать.

Номер один?

Запасы нефти в Ираке «легко могут превысить» 350 млрд барр., заявил вице-премьер иракского правительства Бархам Салех. Названная им цифра более чем втрое превышает принятую на сегодняшний день оценку доказанных запасов нефти в Ираке (115 млрд барр., по данным министерства энергетики США). Если данные Салеха правильны, то Ирак обладает крупнейшими в мире запасами нефти, опережая Саудовскую Аравию с ее 266,8 млрд барр. доказанных запасов.

Салех ссылался на данные геологических и сейсмических исследований, проведенных недавно «респектабельными международными нефтяными компаниями». По данным управления энергетической информации министерства энергетики США, запасы нефти на территории Ирака в последний раз пересматривались в 2001 г. на основании сейсмических исследований, проведенных еще в начале 1970-х гг. Но поскольку значительная часть территории Ирака до сих пор остается слабо исследованной, масштабные открытия вполне возможны.

Заложники ипотеки

Российские денежные власти становятся заложниками не только ситуации на ипотечном рынке США, но и политических баталий в Вашингтоне. Вложение пятой части валютных резервов России в облигации ипотечных агентств США, таких как Fannie Mae и Freddie Mac, заставляет понервничать, когда Fannie Mae понижают кредитный рейтинг (правда, тот, что не учитывает господдержки, см. статью на стр. Б5). Но, с другой стороны, из-за ипотечного кризиса власти США не только усиливают их поддержку, но и ужесточают надзор – и это к пользе инвесторов. Вчера банковский комитет сената проголосовал за законопроект, предполагающий создание нового регулятора, который, в частности, получит право анализировать инвестпортфель и ужесточать требования к капиталу агентств. В конце I квартала собственный капитал Fannie Mae был $43 млрд (менее 2% принадлежащих ему или гарантированных им ипотечных бумаг). Если бы Fannie Mae был банком, его капитал должен был бы составлять не менее $135 млрд, подсчитала Кэйрен Петроу, управляющий партнер аналитической фирмы Federal Financial Analytics. В 2006 г. демократы и лоббисты Fannie Mae и Freddie Mac заблокировали законопроект, который бы ограничивал список активов в их инвестпортфелях. После чего поддерживавший проект министр финансов Генри Полсон стал искать компромисса с сенаторами, и ипотечный кризис помог ему.

В молоко

Госдума сегодня рассмотрит во втором чтении законопроект о техрегламенте для молока и молочных продуктов. Техрегламент «устранит обман» – после его принятия называться молоком будет «только то, что производит корова», радуется спикер Госдумы Борис Грызлов. Продукты прочих производителей будут называться «молокосодержащий» (если сухого молока в нем 20–50%) или «молочный составной» (если составных частей молока 50%). Коровы дают больше молока летом и меньше – зимой, знает глава крупной компании – производителя молочных продуктов: в ноябре и декабре не пользоваться сухим молоком могут себе позволить только производители более дорогих брендов. Действующие требования обязывают производителей доводить долю белка в молоке до 3%, добавляет Давид Якобашвили, председатель совета директоров «Вимм-билль-данн». Коров, которые дают такое молоко, в России очень мало, многие производители вынуждены добавлять обезжиренное сухое молоко. На Дальнем Востоке, продолжает Якобашвили, коров нет вовсе, вокруг Москвы – недостаточно. Сотни региональных заводов работают на сухом молоке: сырья не хватает. «Такое разделение поднимет цену на сырье. Это хорошо для фермеров. А потом к фермеру, закупщику и переработчику опять кто-нибудь придет и спросит, почему молоко подорожало», – готовится Якобашвили.