Из торгового центра – в стрит-ритейл

Девелоперы отодвигают сроки сдачи объектов, операторы торговых центров открывают бутики

На I квартал 2009 г. намечена сдача ТЦ «Шоколад» (70 000 кв. м, ГК «Мир Комвек»). Часть комплекса займет компания «Седьмой континент», которая откроет в нем гипермаркет под брендом «Наш гипермаркет» площадью 12 500 кв. м, сообщила руководитель пресс-службы «Седьмого континента» Екатерина Лесина. Идет строительство ТЦ «Золотой Вавилон» («Патеро девелопмент», ADM Group, 78 000 кв. м). Анонсированы комплексы Park House (ГК «Время», 102 000 кв. м), «Самолет» (Roseli Development, 100 000 кв. м), «Галион» («Промсвязьнедвижимость», 48 000 кв. м).

Торговые площади Ростова в январе – мае 2008 г. вяло прибавлялись за счет перевода квартир в нежилой фонд и строительства районных торговых павильонов, говорит специалист АН «Титул» Владимир Литвинов. Действующие торговые комплексы расширяются: «Горизонт» пристраивает галерею площадью 5000 кв. м (ее открытие намечено на ноябрь), в «Вавилоне» летом начнется реконструкция развлекательного центра и бутиков. Сроки сдачи более крупных объектов пересматриваются девелоперами. Риэлторы говорят, что появления нового качественного предложения на рынке торговой недвижимости Ростова следует ждать не ранее 2009 г.

Концерн «Единство» перенес срок сдачи ТРК «Мегамаг» (100 000 кв. м) на I квартал 2009 г. По плану магазин должен был открыться осенью 2008 г. По словам гендиректора концерна «Единство» Валентины Полевиченко, после окончания строительства моста через реку Дон на ул. Сиверса из центра города до ТРК можно будет доехать за 5–7 минут.

«Росевродевелопмент» также сдвинул на год ввод в эксплуатацию ТРЦ Fashion Center (14 000 кв. м). ГК «Вестер», планировавшая начать строительство ТРК «Гранд Ростов» (100 000 кв. м) в I квартале 2008 г., все еще занимается оформлением документации на землю, а ТРЦ «Кит» (50 000 кв. м) екатеринбургской «Кит-кэпитал» уже несколько лет остается на стадии фундамента.

Римма Ремизова из ГК «Вестер» объясняет задержку тем, что «оформление документации – длительный процесс» и назвать точную дату начала строительства невозможно. PR-менеджер «Кит-кэпитал» Елена Покровская говорит, что сроки сдачи сдвинутся, так как «строительство – большой и многогранный процесс».

Объем торговых площадей Ростова-на-Дону специалисты консалтинговой компании DTZ оценивают в 1,25 млн кв. м, но только 360 000 кв. м – качественные. 90% клиентов ищут место под магазин во встроенных или отдельно стоящих помещениях в центре, отмечает Литвинов. По его словам, многие бренды сначала занимают место в крупных ТЦ, а потом ищут место в стрит-ритейле. Гендиректор ТРК «Горизонт» Дан Полонский объясняет, что бутик на центральной улице – элемент их стратегии. Среди брендов, которые сначала пришли в «Горизонт», а потом открыли собственный магазин, – Savage, Promod, Carlo Pazolini, Accessorise, приводит пример Полонский.