Под страхом увольнения

Руководители российских компаний готовы применять жесткие и не всегда законные меры, когда речь заходит о воспитании и перевоспитании подчиненных

Курильщику никогда не устроиться в ГК «Диарси» (разработчик и поставщик товаров по уходу за полостью рта) – прием на работу никотинозависимых сотрудников запрещен специальным приказом. Тем, кто пришел в компанию до принятия этого приказа, запрещено курить в рабочее время, за исключением обеденного перерыва, и участвовать в переговорах после перекуров. Бросивших курить и продержавшихся без табака два месяца ждет премия в размере 7000 руб., столько же – через полгода и еще некоторая сумма – через год. При срыве эти суммы должны быть возвращены компании.

В борьбе с никотином сотрудников «Диарси» поддерживает генеральный директор или руководители отделов – проводят с ними беседы о вреде курения. «Во-первых, как врач, я понимаю все минусы курения; во-вторых, мне откровенно не нравятся люди, от которых пахнет сигаретным перегаром; в-третьих, считаю, что курильщики подают дурной пример детям, и хочу повлиять на это, – говорит генеральный директор «Диарси» и инициатор антиникотиновой кампании Светлана Матело. – Раньше я и сама курила, но бросила. И на собственном опыте знаю, что это возможно». «Я курил около 14 лет, очень хотел бросить, но не мог. И только благодаря поддержке Светланы Константиновны мне это удалось. Я счастлив», – делится директор по развитию «Диарси» Тимур Омаров.

Лазейка в законе

«Как ни странно, эти запреты можно обосновать с юридической точки зрения, – комментирует управляющий партнер юридического центра «Законный бизнес» Андрей Балагуров. – И Конституция, и Трудовой кодекс запрещают дискриминацию на почве расовой принадлежности или происхождения, инвалидности, возраста, сексуальной ориентации, религии или веры. Однако принятие мер в отношении курящих сотрудников, в том числе запрет о приеме на работу курильщиков, не подпадает ни под одну из названных запрещенных причин дискриминации».

«Успех большинства компаний мало зависит от того, курит сотрудник или нет», – полагает директор по маркетингу и PR компании HeadHunter Ольга Бруковская. «Курильщик тратит на курение часть рабочего времени, а если не покурит, то становится «нечеловеком», – не согласна Матело. – А так как мы компания – разработчик и продавец товаров для здоровья, то для нас идеологически важна забота о здоровье сотрудников. Если же человек хочет курить, за ним остается свобода пойти в компанию, где это разрешено, – у нас же не рабовладельческий строй».

В заложниках у пьяницы

«Наша компания – производственная, и, если сотрудник пьет на работе, брак неизбежен. Я воспользовался тем, что почти всех рабочих приводят в коллектив наши же сотрудники, и объявил: за выход на работу «под парами» будет уволен не только пьяница, но и тот, кто его привел. Помогло», – делится руководитель, пожелавший сохранить анонимность. Такая скрытность понятна – его действия хоть и эффективны, но незаконны. «В перечне оснований для расторжения трудового договора нет и не может быть подобного условия – увольнения в связи с неправомерным действием другого лица, – объясняет Балагуров. – В Трудовом кодексе установлена персональная ответственность за свои действия. А значит, любое подобное увольнение будет признано в суде незаконным, а методы легко могут стать поводом для жалобы в органы трудовой инспекции».

Директор колокололитейного завода «Пятков и Ко» Николай Пятков также руководит производством, но перевоспитанием рабочих не занимается. «У всех свои тараканы», – философски замечает он. Правда, в офисе предприятия для профилактики пьянства висит икона «Неупиваемая чаша». «Коллектив-то мужской», – отмечает Пятков.

Без запретов

«Перевоспитать сотрудника запретами невозможно, – считает генеральный директор компании «Деликатный переезд» Аркадий Усачев. – Гораздо эффективнее создать такую систему, чтобы человек сам, без принуждения пришел к отказу от вредных привычек. Всем нашим сотрудникам предоставляются абонементы в спортивный клуб, мы арендуем футбольное поле, устраиваем турниры по футболу и настольному теннису между сотрудниками разных отделов и офисов. В результате многие постепенно сами отказываются от курения». «Мы также действуем без запретов и наказаний, только личным примером и разъяснениями, – рассказывает сопредседатель иркутской региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна» Ольга Бельская. – Прививаем сотрудникам привычку экономно расходовать бумагу, пользоваться энергосберегающими лампочками, выключать свет и воду, не пользоваться одноразовой посудой и пластиковыми сумками. Воспитываем не только сотрудников, но и членов их семей, ведь полезный навык проецируется на окружение».

Худеем с улыбкой

«Руководители нашей компании заметили, что работники отдела персонала не уделяют должного внимания своему здоровью и это отражается на их работе. Решено было провести соревнование на выявление самого спортивного сотрудника, победителю будет вручен приз – два билета в кинотеатр. Как показывает практика, такие методы дают хороший результат», – делится директор по персоналу и маркетингу ГК «Смайл» Андрей Михалев. «У нас есть идея каждый месяц проводить конкурсы по разным номинациям, например «Самый приветливый сотрудник «Г.М.Р. планета гостеприимства», «Самый аккуратный» и т. д. Победителей наградим, – рассказывает PR-директор компании «Г.М.Р. планета гостеприимства» Карина Погосова. – А еще руководство компании личным примером старается показывать, как важна в диалоге улыбка».

«Для нас недопустимо использование нецензурной лексики, и мы не только подаем сотрудникам личный пример, но и обучаем их правилам построения коммуникаций друг с другом и клиентами», – добавляет Усачев. «Трата времени и сил на перевоспитание сотрудников оправдана, лишь когда оно способствует целям компании, – считает Бруковская. – Наиболее эффективен не кнут, а пряник. Ну и, конечно, личный пример руководителя. Без него разъяснения работать не будут».

Но иногда воспитательный процесс внутри компании обходится без руководителя – сотрудники занимаются самовоспитанием. «Сообща нам удалось решить актуальную для многих женщин проблему похудения к лету, – делится директор по PR и маркетингу IR-агентства Flash Comm Елена Макашева. – С одной стороны, мы стали друг другу моральной поддержкой и опорой, с другой – церберами в деле отнимания конфет и булок. У каждой была личная планка, но результаты заметны у всех».