Банки и финансы в Петербурге: Большие ставки для маленьких

Банки пытаются сделать кредиты для малого и среднего бизнеса более доступными

В конце прошлого – начале этого года программы кредитования малого и среднего бизнеса запустили «Санкт-Петербург», «КИТ финанс», филиалы Промсвязьбанка и Альфа-банка. За I квартал 2008 г. 55 банков и филиалов, работающих в регионе, выдали малым и средним предприятиям 64,9 млрд руб., кредитный портфель достиг 236,7 млрд руб., подсчитали в Ассоциации банков Северо-Запада. Ставки для небольших клиентов, как правило, на 2–4% выше, чем для крупных. Средняя по рынку ставка – 16–19% годовых, утверждает замначальника управления малого и среднего бизнеса филиала Альфа-банка Дмитрий Палкин. Ставка зависит от объема и срока кредита, наличия обеспечения, кредитной истории, перечисляет директор департамента продаж инвестбанка «КИТ финанс» Юлия Костомарова. Филиал МДМ-банка выдает беззалоговые кредиты под 19–23%. Банки готовы иметь дело с предприятиями, зарегистрированными в Петербурге и Ленобласти. Филиалы Альфа-банка и Промсвязьбанка требуют, чтобы бизнес существовал не меньше девяти месяцев, Балтинвестбанк и Райффайзенбанк – полгода, а банк «Санкт-Петербург» – три месяца.

Гендиректор агентства «Петергофская недвижимость» Ирина Чернова в прошлом году хотела взять кредит на расширение бизнеса. Но его предлагали только на год и под большие проценты, сетует она. Оптимальным для себя она считает кредит в 1 млн руб. под 16% годовых. Банки будут бороться за клиентов, смягчая требования к залогу, увеличивая сроков кредитования, полагает управляющего филиалом «Абсолют банка» Виталия Демидова. Конкуренция заставила снизить ставку по беззалоговым кредитам с 20% до 17% и увеличить лимит с 850 000 до 1 млн руб., сообщила директор дирекции по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса банка «Санкт-Петербург» Ирина Графова. Филиал Альфа-банка, по словам Палкина, планирует вывести беззалоговый кредит на сумму от 300 000 до 1,5 млн руб. с упрощенной процедурой выдачи.

Спрос на кредиты растет, но пока основную часть сегмента составляют малые предприниматели, которые не решаются брать кредит, поскольку не уверены в завтрашнем дне, утверждает председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.