Долгоиграющий май

Старейший в Италии фестиваль «Флорентийский музыкальный май» не вписывается в календарные рамки – он будет идти и весь июнь

Зато на юбилейном концерте все сложилось отлично. Мета был в ударе, Седьмую симфонию Бетховена дирижировал наизусть, а музыканты играли так, что от зубов отлетало. В общем, эталонное получилось исполнение. За что оркестр и мэр Флоренции похвалил, выйдя с торжественной речью, в сопровождении герольдов, флагов и фанфар.

Maggio Musicale Fiorentino нынче проводится в 71-й раз: получается, флорентийский фестиваль даже старше зальцбургского. За годы он разросся и превратился в фестиваль искусств: опера, балет, концерты и пара-тройка драматических спектаклей.

Последние лет двадцать и фестивалем, и одноименным оркестром руководит Зубин Мета – «самый долгоиграющий дирижер в мире», как он сам о себе отзывается. Зубин Мета небольшой любитель перемены места жительства, на любом месте предпочитает работать подолгу. На «Флорентийском мае» он генерирует художественные идеи, руководит оркестром и принимает участие в формировании программ. Не слишком, впрочем, авангардных: флорентийская публика хоть и достаточно рафинированна, но все же не очень расположена вкушать ультрарадикальный постановочный «евротрэш» и слушать слишком уж завиральную музыку. Предпочитает стиль взвешенный, спокойный и консервативный – во всем.

В этом году в оперной программе значатся сверхпопулярная «Кармен», новая опера 92-летнего Ханса Вернера Хенце «Федра» и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в постановке Льва Додина.

«Кармен», которую поставил кинорежиссер Карлос Саура, – зрелище так себе. Постановка вялая, беспомощная, с профессиональной точки зрения вопиюще неграмотная. Саура в свое время снял фильм «Кармен» с фламенко-труппой Антонио Гадеса. На территории оперы он же оказался абсолютно несостоятелен. Да и певческий ансамбль весьма среднего уровня. Хорош был лишь тенор Марсело Альварес (Хозе). Заглавную партию пела Юлия Герцева, из питерских. Внешне – слов нет, настоящая, статная Карменсита. Но голос подкачал: не было в нем ни роковой обольстительности, ни эротического зова, ни глубоких, бархатистых нот. Дирижировал Зубин Мета; оркестр звучал довольно бодро – да только духовые сипели и артикуляция подкачала.

Свое 80-летие флорентийский оркестр отмечал в дни фестиваля. В программе – ровно те вещи, что играл коллектив на концерте-инаугурации под руководством Витторио Гуи: Concerto Grosso Корелли, Седьмая симфония Бетховена, «Фонтаны Рима» Респиги, «Ноктюрны» Дебюсси, а на десерт – увертюра из «Тангейзера». В те времена программы составляли куда основательнее, часа на три, не меньше.

За два месяца, что длится фестиваль, на нем пройдет парад дирижеров: кроме Меты и Риккардо Мути – Риккардо Шайи со своим лейпцигским Gewandhaus Orchester, Сейджи Озава с камерным оркестром MITO, Джеймс Конлон и снова Мета – но уже с Венскими филармониками. И хотя сетуют, что фестиваль сбавил обороты, обеднел финансово и художественно, что он уже не тот, что прежде, – один взгляд на афишу, и становится ясно: на Maggio Fiorentino и сегодня есть что посмотреть и послушать.