Еще 1 млрд руб. взаймы

«АвтоВАЗ» вновь пополнил свои оборотные активы за счет размещения облигаций. Всего автоконцерн планирует занять на бирже 10 млрд руб. только в этом году. Слишком много коротких долгов, предупреждают аналитики
Д. Гришкин

Вчера на ММВБ начали торговаться биржевые облигации «АвтоВАЗа» третьего выпуска на 1 млрд руб. На конец дня состоялась одна сделка на 50 млн руб., доходность – 9,15% годовых, цена сделки – 100,5% от номинала, говорит начальник отдела анализа долговых рынков Банка Москвы Егор Федоров.

«АвтоВАЗ» разместил облигации на бирже в среду, сообщили организаторы выпуска – ИК «Тройка диалог» и Новикомбанк. Выпуск состоит из 1 млн бумаг номиналом 1000 руб. Дата погашения облигаций – 27 мая 2009 г. Книга заявок была открыта в 10.00 МСК и переписывалась более трех раз, рассказал управляющий директор «Тройки диалог» Павел Соколов. По данным «Тройки диалог» и «АвтоВАЗа», в ходе аукциона поступило 48 заявок инвесторов на 4,137 млрд руб. со ставкой купона от 8,93% до 9,75%. К 14.00 организаторы отобрали заявки инвесторов на сумму около 585 млн руб. по ставке 9,2%, оставшаяся часть бумаг была доразмещена по такой же ставке с 17.40 до 18.00, говорит Соколов.

9,2% – хороший результат для «АвтоВАЗа», размер ставки свидетельствует о высоком спросе, отмечает Голбан. Аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын считает, что 9,2% для «АвтоВАЗа» «высоковато»: до кризиса ликвидности компания могла претендовать на ставку 8–8,5%.

Биржа. 1,4%

На столько снизились котировки акций «АвтоВАЗа» по итогам торгов на ММВБ 29 мая, сообщило ИА «К2Капитал»

ОАО «АвтоВАЗ»

автопроизводитель. Выручка – 37,784 млрд руб. (I квартал 2008 г., данные компании). Чистая прибыль – 281 млн руб. Продажи Lada – 144 700 машин.

Первые два выпуска биржевых облигаций по 1 млрд руб. каждый «АвтоВАЗ» разместил 26 марта 2008 г. (см. таблицу). Спрос по этим займам составил более 5 млрд руб. Доходность первого выпуска к погашению составляет 9,11% (на последней сделке 15 мая), доходность второго – 9,26% (на закрытие торгов 27 мая 2008 г.). Четвертый выпуск запланирован на 5 июня 2008 г., говорит Соколов.

Всего по решению совета директоров «АвтоВАЗ» планирует выпустить 10 серий биржевых облигаций общим объемом 10 млрд руб.

Размещение третьего займа прошло удачно, заявки инвесторов находились в диапазоне 8,93–9,75%, спрос превысил предложение в три раза, говорит начальник отдела операций на долговом рынке казначейства Новикомбанка Роман Крушинов. Облигации второго выпуска торговались на уровне 9,25% доходности, справедливая цена для третьего выпуска должна была составить 9,40–9,45%, отмечает Соколов. Доходность облигаций третьего выпуска к погашению – 9,41%, что подразумевает размещение без премии ко вторичному рынку, говорит аналитик Собинбанка Юрий Голбан.

«Размещение облигаций направлено на пополнение оборотных средств компании», – сообщила пресс-служба «АвтоВАЗа». По итогам 2007 г. оборотные активы «АвтоВАЗа» – 52,07 млрд руб., в I квартале 2008 г. – 53,2 млрд руб., говорит Федоров. За последние пять лет доля оборотных активов в структуре баланса выросла с 30% до 40%, отмечает он. Увеличивая оборотные активы, «АвтоВАЗ» наращивает дебиторскую задолженность и имеет возможность кредитовать своих дистрибуторов и клиентов – это дает ему возможность сохранять свою долю рынка, говорит Федоров. Однако это приводит к увеличению его долговой нагрузки, продолжает Федоров: если по итогам 2006 г. соотношение долг/EBITDA составляло 1,5, а по итогам 2007 г. – 1,94, то в I квартале 2007 г. этот показатель вырос до 2,4. Это приемлемый уровень, говорит Голбан.

«АвтоВАЗ» часто рефинансирует краткосрочные обязательства и привлекает новые короткие деньги, что при неопределенной ситуации на рынке ценных бумаг довольно рискованно, отмечает Голбан. Если «АвтоВАЗ» до конца 2008 г. разместит еще семь выпусков облигаций, соотношение долг/EBITDA вырастет до 2,7, продолжает Федоров. Завод сможет расплачиваться по долгам, но для консервативных инвесторов такой показатель может стать тревожным сигналом, считает эксперт. У «АвтоВАЗа» относительно невысокая рентабельность (по итогам 2007 г. рентабельность по EBITDA – 8,2%), рост долговой нагрузки может привести к снижению рентабельности по чистой прибыли, объяснил он.

«АвтоВАЗу» нужно наращивать объем заимствований для реализации проектов с Renault – деньги могут понадобиться на выпуск семиместного универсала на базе Renault Logan, отмечает Козицын. Также «АвтоВАЗ» ведет переговоры с группой «Сок» по покупке у нее «Ижавто».