Письма в редакцию


Деньги придут сами

На статью «То, что больше денег» (№ 97 от 29.05.2008, стр. А4)

Когда я своим студентам говорю, что в современной экономике главным мотиватором должны быть не деньги, а потребности самовыражения, они начинают недоверчиво хмурить брови. Только не надо думать, что дело в людях. В диалектической триаде потребности – мотивы – стимулы все взаимозависимо, поэтому, если экономика сейчас не востребует творческое отношение к делу и самовыражение, эти потребности не будут актуализироваться у работников и те будут продолжать тупо зарабатывать деньги, не высовываясь с инициативами.

Так что «как распространить» – это прежде всего проблема управления персоналом, а оно у нас на недопустимо низком уровне. Два года назад в Омске университет проводил исследование, главный результат – на 80% предприятий службы управления персоналом выполняют функции старых советских отделов кадров. А на малых предприятиях кадровиков, как правило, вообще нет.

Следует добавить, перекликаясь с редакционной статьей, что уровень инновационной мотивации очень сильно коррелирует с производительностью труда. Парадокс в том, что, пока человек ставит перед собой цель зарабатывать деньги, его производительность будет ровно такой, как современная российская. Но как только его главной целью станет удовлетворение потребностей 4-го и 5-го этажей маслоувской пирамиды, производительность начнет расти и заработок начнет расти.

В общем, если хочешь зарабатывать хорошие деньги – никогда не делай это самоцелью. Ищи удовлетворение в самой работе – и деньги придут сами.

Владимир Вольвач, Омск

Пересмотренная пирамида

На статью «То, что больше денег» (№ 97 от 29.05.2008, стр. А4)

Маслоу умер в 1970 г. Незадолго до смерти он опубликовал пересмотренную пирамиду потребностей, в которой к традиционным уровням добавил (сверху) еще две группы потребностей:

1. Прямо над потребностями самоактуализации он поместил потребности познания (cognitive needs) – потребность приобретать знание и понимать реальность.

2. На самом верху пересмотренной пирамиды Маслоу находятся эстетические потребности – потребность создавать и испытывать красоту и баланс в жизни.

Андрей Лукашов, Москва

Сохранить лицо ВТБ

На статью «Все еще вернется» (№ 97 от 29.05.2008, стр. Б5)

А у меня предложение для ВТБ, как сохранить лицо банка в рамках скандала со снижением на 30% цены на акции, выпущенные в ходе антинародного IPO, и выступлениями ассоциации миноритариев с требованиями обратного выкупа акций.

Суть:

1. Обратного выкупа не производить.

2. Физическим лицам, участвовавшим в антинародном IPO (которые не могли участвовать в ценообразовании через заявки) и сохранившим на текущую дату акции, предложить конвертировать их во вклады с названием «Народный».

3. Соответственно начислить проценты, все как положено.

Думаю, не так много осталось физиков, сохранивших акции с такой светлой надеждой на будущий рост котировок. Так что стоимость этого финта будет невысокой, зато какой эффект!

Алексей Пятницын,

Набережные Челны

Импорт машин не нужен

На статью «Пассажиры Путина» (№ 96 от 28.05.2008, стр. А1)

Так во всех развитых странах проводится стимулирование сбыта новых авто – именно повышением налогов на старые. Как прямые налоги – по возрасту и за несоответствие экологическим и прочим нормам. Это и стимулирование сбыта новых машин, которое создает рабочие места в стране, и регулирование количества машин на дорогах. У нас же ведь пробки есть – машин должно стать меньше, причем именно за счет тех, от которых больше всего экологический ущерб, – старых машин.

А в России нынче не только «жигули» собирают – новая Toyota Camry уж точно экологичнее 12-летней японки. Как бы рынок еще от китайцев закрыть. <...> Кстати, меня удивляет мнение так называемых защитников «народа» – «Москвича» больше нет, Focus показал, что в России можно собирать хорошие машины, – на кой черт-то нужно импортировать подержанные машины?

Андрей Зиенко, Москва

Не роскошь, а необходимость

На статью «Пассажиры Путина» (№ 96 от 28.05.2008, стр. А1)

Тут нужно аккуратнее – в малых городах и сельской местности много старых авто у небогатых тамошних жителей. И для них это авто (в условиях крайне редкого междугородного транспорта) – вынужденная необходимость. И пробки в столице эти авто не создают. А вот обновить свой автопарк этим людям крайне трудно – доходы в 3000–5000 руб. в месяц не позволяют.

Необходим дифференцированный подход к введению повышенных тарифов, чтобы не пострадала эта часть автолюбителей.

Константин Попов, Курск