Красная угроза

В дорогом московском универмаге показывают очень дорогой и очень модный товар, привезенный из Парижа, – полсотни произведений современных китайских художников
С. Николаев

Китайского нашествия на арт-мир и арт-рынок не заметить так же трудно, как экспансии китайских товаров на рынок вещевой. Открывшаяся в ЦУМе выставка «Китай... Вперед!» – формально первая представительная демонстрация современного китайского искусства, но был уже китайский соц-арт в Третьяковке, а в мае китайцев в достатке показывали на «Арт-Москве» и Салоне изящных искусств в Манеже. Не сказать чтобы их работы поражали воображение, но цены – да, поражали.

Китайцы дорожают. Альбер Бенаму

галерист. «Этих художников в прошлом году мы показывали в Париже, с тех пор цены на них значительно повысились»

Цены эти – загадка: если китайские товары, имитирующие европейские, много дешевле оригиналов, то в искусстве бывает и наоборот – перепевающие западных и советско-российских (это касается соц-арта) художников китайцы стоят дороже, чем их западные вдохновители.

В случае «Китай... Вперед!» интереснее говорить о ценах, чем об искусстве, потому что contemporary art maid in China – это не культурная революция, а экономическое чудо, и выставка в ЦУМе очевидно, даже вызывающе коммерческая. Привезена она в Москву парижским галеристом Альбером Бенаму, торгующим искусством разным, в том числе современным китайским и российским, близким к кичу, на его грани и полным улетом.

За гранью кича трехметровый бронзовый, покрытый алым лаком уродец «Гомункулус» Чена Вэнлинга, стоящий перед входом в ЦУМ и стоящий около полумиллиона евробаксов. Гигантский дурень пугает нежных покупательниц, пришедших в магазин за нежным парфюмом, но они не подозревают, что еще страшнее будет за дверью.

Тоже тошнотворно отвратительный, тоже бронзовый и тоже красный бюст «Мисс Мао н.3» с носом-пятачком и огромными сиськами стоит у эскалатора. Это сочинение братьев Гао, чью выставку фотографий можно было увидеть на одной из московских фотобиеннале, сделано по рецепту соц-артиста Александра Косолапова и хулиганских скульптур братьев Чепмен, но англичане и русский резвятся в скульптуре меньших масштабов, а потому подешевле эпигонов-китайцев.

Выставка занимает весь четвертый этаж, и здесь есть не только откровенная коммерция, но достаточно интересные и даже знаменитые произведения.

Самое известное – фотография ставшего классикой перформанса Чанга Хуана «Добавить один метр к безымянной горе». Красивы фотографии Хуанга Яна – на мужском лице нарисованы традиционные китайские пейзажи на тему времен года. Чем-то притягательны бледные женские портреты Фенга Женгьи – такой американо-китайский нео-поп-арт. Много фотографий, в том числе уже виденные на выставках. Эффектны крупные, кажущиеся фарфоровыми (на самом деле из стекловолокна) Baby Ма Лиуминга, заставившие вспомнить более поздние работы наших АЕСов.

В общем, нормальная галерейная выставка, только все художники на ней – китайцы. Не те, что ставят на аукционах ценовые рекорды, но готовые их ставить.