Прерогатива главы государства

Премьер Владимир Путин был принят во Франции на президентском уровне и дал соответствующее этому статусу интервью газете Le Monde
В.Баранов

Накануне первого в новом качестве визита Путина в Западную Европу в правительстве подчеркивали, что он едет по приглашению президента Николя Саркози. С ним премьер России пообщался в четверг на неформальном ужине в Париже после переговоров с французским коллегой Франсуа Фийоном. А в пятницу в интервью Le Monde высказался по актуальным внешне- и внутриполитическим вопросам. Так подробно на эти темы Путин со времени избрания президентом Дмитрия Медведева не рассуждал.

«Россия – это президентская республика, и мы не намерены менять ключевую роль главы государства в политической системе», – заявил Путин. Но отметил, что более важным, чем его премьерство, стало лидерство в партии парламентского большинства, занимающей «лидирующие позиции в политической жизни страны».

Помиловать ли Михаила Ходорковского – прерогатива Медведева, подчеркнул Путин и добавил: если закон позволит, то к этому нет никаких препятствий. Но тут же сделал ряд резких высказываний в адрес Ходорковского: тот грубо и неоднократно нарушал закон и принадлежал к группе, решавшей бизнес-задачи с помощью убийств.

Путин мотивирует возможное неосвобождение Ходорковского, считает гендиректор Центра политконъюнктуры Михаил Виноградов, а вот о возможном новом сроке для экс-главы ЮКОСа премьер не сказал – это для Ходорковского может быть хорошим знаком.

Путин показал неизменность взглядов на расширение НАТО, ядерную программу Ирана и суверенитет Косова. Но неожиданно поддержал инициативу президента Грузии Михаила Саакашвили по интеграции Абхазии: «Я очень рассчитываю на то, что план, который предложил Михаил Саакашвили, все-таки постепенно будет внедряться, потому что в целом это правильный план». 28 марта Саакашвили заявил, что предлагает Абхазии неограниченную автономию в составе Грузии и широкое представительство в центральных органах власти. МИД РФ заявил, что «новые мирные инициативы не могут восприниматься серьезно» на фоне других, агрессивных шагов Тбилиси. Теперь Россия хочет показать, что не мешает Сухуми и Тбилиси самостоятельно искать пути урегулирования конфликта, полагает эксперт Центра кавказских исследований МГИМО Николай Силаев.

Делая подобные внешнеполитические заявления, Путин показывает, что из этой сферы пока не выходит, замечает Виноградов, хотя и подчеркивает, что внешняя политика – прерогатива президента. Таким образом Путин сохраняет для себя возможность маневра и дает сохранить лицо Медведеву, резюмирует эксперт.