Цитата недели


«Если госкорпорация выступает вместо государства, то это более мобильно, принятие решений будет гораздо проще».

Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростехнологии»

А чего Леша еще хотел? Бюджетным кодексом всех придавил, а теперь ему не нравится, что госкорпорации плодятся», – ворчал один высокопоставленный чиновник полгода назад. Министр финансов Алексей Кудрин в среде подрядчиков бюджета считается финансовым деспотом.

Подрядчики жалуются: удача, если за год впишешься в бюджет. Чтобы получить бюджетные деньги в 2009 г., суетиться надо было начинать в январе 2008-го. Сейчас уже поздно. А еще лучше начинать думать года за три, ведь теперь актуально трехлетнее планирование. Пока подрядчик по чиновникам бегал, время ушло, проект поменялся – и деньги требуются другие. Наконец, в бюджет попал, но не значит, что деньги получил – дальше другие процедуры. Если по итогам года бюджетополучатель выбрал 80% от выделенной суммы – хороший показатель. 20% – «козырек», так в Минфине называют остаток невыбранных денег на конец года. Еще Минфин подбрасывает письма, за всем и не уследишь. В этом году, например, разослал письмо о смене кода бюджетной классификации. Две трети министерств сориентировались, треть – нет. Те, что проморгали, остановили капстроительство. К маю только разобрались, что дело в одной бумажке. Пять месяцев стройка стояла, в том числе важные гособъекты, а на смену кода ушла всего неделя.

Чемезов говорит правильно. Если деньги в госкорпорацию пришли, к государству они больше отношения не имеют. Собственностью госкорпорации можно распоряжаться в силу своего разумения. По итогам года требуется лишь отчет в свободной форме на рассмотрение наблюдательного совета. Взять нанотехнологии. Еще год назад никто толком не знал, что это такое. А теперь почти каждый подрядчик рассматривает нанотехнологии со своей точки зрения – вдруг и в их области эта хитрая штука применяется. Надо срочно вписываться.

В случае с «Ростехнологиями» все по-другому: там не деньги, а госпакеты акций. «Государство – неэффективный собственник» – либеральный штамп. А раз так, получайте, господа либералы, если такие еще остались, замену. Госкорпорация «мобильно» разберется с любой госсобственностью – денежной или неденежной. «Не так страшен Чемезов, как вы, журналисты, его малюете, – упрекал недавно меня высокопоставленный чиновник. – Он нормальный мужик, без закидонов. Всегда все делает прямо, как надо». Да, много хочет. Но денег-то у государства прибывает. И правительству сейчас, как никогда, нужен тот, кто их возьмет и без «закидонов» освоит.