Не потерять клиента

Банки стали больше доверять коллекторам, поэтому отдают им для взыскания не только старые и безнадежные долги, но и просрочку небольшой давности, утверждает агентство «Пристав»
В. Волков

Проанализировав свой портфель банковской задолженности, коллекторское агентство «Пристав» сделало вывод, что средний возраст просрочки сокращается. Речь идет о неоплаченных долгах клиентов 65 банков, которые «Пристав» обслуживает по агентской схеме, не выкупая.

Если в 2006 г. большая часть (около 37%) портфеля, с которым работает «Пристав», приходилась на долги в 1–2 года, то в 2007 г. – уже на задолженность в 180–360 дней (около 32%). А по итогам I квартала 2008 г. 40% всего портфеля пришлось на долги от 60 до 180 дней. «Среди наших клиентов есть 10 банков, которые передают свежие долги на регулярной основе», – говорит директор по развитию бизнеса агентства «Пристав» Сергей Шпетер.

«Мы тоже отмечаем эту тенденцию, – рассказывает гендиректор агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева. – Банки начали передавать нам относительно свежие долги». Банки стали более бережно относиться к заемщикам – они стараются продолжить работу с ними даже после небольшой просрочки, поясняет Докучаева. По оценкам «Секвойи», агентство получает около 20% клиентов с долгами до трех месяцев, большая часть из которых передана с расчетом на то, что после общения с коллекторами клиент будет снова обслуживать долг своевременно.

«Банки, которые работают с нами достаточно давно, отдают нам все более молодые долги. С одним из банков, например, мы работаем над просроченными платежами свыше одного дня», – соглашается директор по развитию бизнеса Столичного коллекторского агентства Артем Плохов.

«Чем эффективнее результаты работы, тем более свежие портфели получает агентство», – утверждает Шпетер.

Анализ «Пристава» показал также, что банки все охотнее отдают на взыскание долги в регионах. Сейчас почти 80% просрочки обслуживается в регионах, в то время как в 2006 г. такая доля долгов приходилась на жителей Москвы и области. «У нашего агентства доля должников в Москве и области составляет 23%, остальные – в регионах, именно на регионы ориентирован наш бизнес», – добавляет Плохов.

«Рынок кредитования перешел в регионы, поэтому там и увеличиваются объемы просрочки, которая затем передается в работу коллекторам, – объясняет Шпетер».