Против рынка

На этой неделе у частных инвесторов появилась возможность зарабатывать на падении фондовых рынков США, России, развивающихся стран, а также цен на золото, нефть и недвижимость. Сделать это позволяют новые фонды «Юниаструм банка»

Это инструмент краткосрочного инвестирования, в долгосрочном плане «шортящие» стратегии скорее всего будут убыточными, предупреждает управляющий директор УК БКС Владимир Солодухин. Кроме того, эксперты не уверены, что сейчас стоит играть на падение какого-либо из предложенных «Юниаструмом» активов: велика неопределенность на рынках. «Фондовый рынок уже сильно тряхнуло, и я не ставил бы на его падение», – говорит Беккер. «Динамика цены на нефть, золото не имеет четкой тенденции», – замечает аналитик «Ренессанс капитала» Алексей Моисеев.

Речь идет о новом для России типе фондов – инверсных. Они получают прибыль при снижении тех или иных рынков и давно известны на Западе. «Юниаструм» открыл сразу шесть таких ОФБУ: «Премьер США снижающегося рынка» будет зарабатывать в случае падения индекса S&P 500, «Премьер Россия снижающегося рынка» – индекса РТС, «Премьер развивающихся стран снижающегося рынка» – индекса MSCI Emerging Markets, «Премьер недвижимости снижающегося рынка» – цен на американскую недвижимость, «Премьер золота снижающегося рынка» и «Премьер нефти снижающегося рынка» – мировых цен на золото и нефть.

Доходность новых ОФБУ будет близка по значению изменению стоимости базового актива с противоположным знаком, говорит директор департамента доверительного управления «Юниаструм банка» Евгения Лазарева. Для этого банк будет продавать фьючерсы на базовые активы или инвестировать средства вкладчиков ОФБУ в западные инверсные ETF (биржевые фонды), рассказали в банке.

Преимущества инструмента – простота в использовании и ограничение потерь. «Инвестор может купить фонд, если хочет зарабатывать на падающем рынке, ему не нужно самому продавать вкороткую заемные бумаги», – говорит финансовый консультант Исаак Беккер. Потери «шортящего» инвестора не ограничены, а в фонде он не может потерять больше вложенной суммы, добавляет консультант. «Перевести активы в такой фонд стоит, если инвестор ждет падения стоимости активов», – считает управляющий из УК «Тройка диалог» Владимир Потапов. «Инверсные фонды мы создали, чтобы клиенты других наших ОФБУ могли пересидеть в них фазы падения», – говорит Лазарева.

Даже на Западе, по словам Беккера, инверсные фонды чаще используют квалифицированные инвесторы. «Если инвестор профессионален, он может инвестировать сам, сэкономив на комиссии ОФБУ, если он не эксперт, то для него выбор из предложенных фондов сродни казино», – считает Солодухин. «Для неквалифицированного инвестора риск игры на падение превышает потенциальную выгоду», – полагает Беккер.