Вектор


Отстоять самостоятельность

Вчера в Госдуме рабочая группа обсуждала поправки в закон о противодействии легализации преступных доходов, прошедшие недавно первое чтение. Документ позволяет ЦБ отзывать лицензию у банков за нарушения закона об отмывании только после представления Росфинмониторинга. А это ведомство может подать ЦБ представление только после того, как было зафиксировано как минимум неоднократное нарушение, повлекшее административную ответственность. Это может затянуть процесс отзыва лицензии, и увеличит объем отмытых средств, опасаются руководители Центробанка. Первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян апеллировал к решению Конституционного суда, который признал Банк России независимым от органов исполнительной власти, поэтому новый порядок будет противоречить законодательству. Но правительство поддерживает депутатов, Росфинмониторинг тоже не против новых обязанностей, хотя у него и нет надзорного блока, говорит участник рабочей группы. В общем, пока не договорились.

Уголовное дело на экспорт

Вчера на сайте МВД Татарстана появилось сообщение о том, что главное следственное управление МВД республики возбудило уголовное дело в отношении неустановленных лиц из числа руководства «Укртатнафты» (Кременчугский НПЗ, Украина) по факту хищения нефти у «Татнефти». Речь идет о 858 637 т сырья на сумму свыше 10,7 млрд руб. Дело возбуждено по ст. 160 ч. 4 УК (присвоение или растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере). В середине дня пресс-релиз был удален с сайта – как пояснили в пресс-центре МВД, в интересах следствия.

Две недели назад «Татнефть» инициировала процедуру международного арбитражного разбирательства, к которому привлекла украинские власти, не обеспечившие, по мнению компании, защиту ее инвестиций в этой стране. Одним из пунктов обвинения является неоплата поставленного «Укртатнафте» сырья после того, как «Татнефть» была отстранена от руководства предприятием в результате его рейдерского захвата.

Перспектив у заведенного в Татарстане уголовного дела не много. С учетом имеющихся российско-украинских договоренностей о правовой помощи российские следователи смогут посылать запросы на Украину, а также расследовать дело в России, после чего направить его украинской стороне для передачи в суд. Все остальное будет зависеть от правоохранительных органов этой страны, где «Татнефть» несколько лет безуспешно отстаивает свои интересы. Так что уголовное дело, заведенное в Татарстане, вряд ли поможет ей.