Перспектива: Все проблемы – внутри


Россия сегодня формулирует для себя амбициозные стратегические задачи, которые должны найти отражение в обсуждаемой сейчас Концепции долгосрочного развития страны на период до 2020 г. При этом впервые, пожалуй, в отечественной истории речь идет не только о повышении оборонной мощи России и ее экономического веса в глобализирующемся мире. Россия должна также превратиться в «удобную для жизни» страну – удобную для своих граждан. По предложению Министерства экономического развития Российская экономическая школа и газета «Ведомости» попытались выяснить, что именно может помешать стране достичь поставленных целей. Проведенный нами опрос лидеров российского бизнеса не был репрезентативным, если придерживаться строгих критериев социологии, однако в нем приняли участие первые лица крупнейших частных и государственных компаний страны и ведущие эксперты – люди, которые в силу своих профессиональных обязанностей должны задумываться о долгосрочных вызовах, стоящих перед Россией.

Многие из полученных результатов нас удивили. Оказалось, что 80% представителей российской бизнес-элиты хотели бы, чтобы их дети жили в России. Оказалось, что капитаны бизнеса в первую очередь хотят, чтобы в 2020 г. страна была «свободной» и лишь затем «образованной», «активной» и «законопослушной». При этом такие критерии, как «богатая» и «сильная», практически не упоминались. Наконец, оказалось, что внутри российской бизнес-элиты сложился консенсус – государственники и либералы, финансисты и промышленники одинаково видят стоящие перед страной вызовы.

Неожиданностью стало и то, что российская бизнес-элита не боится внешних проблем. Единственная глобальная тенденция, которая действительно может серьезно повлиять на траекторию развития России, – это падение цен на нефть. Угрозы иностранного вторжения или распада страны не кажутся отечественным бизнесменам сколько-нибудь реалистичными, как не вызывают у них опасений глобальная агфляция или международный финансовый кризис, не сходящие в последнее время с газетных полос.

Внутренние угрозы

Лидеры бизнеса практически единодушны: основные вызовы и опасности для России сосредоточены сегодня внутри самой страны. Особенно часто участники нашего опроса говорили о демографическом кризисе и об отсутствии в России адекватной инфраструктуры. И если в решение инфраструктурных проблем отечественная элита готова даже инвестировать существенную часть стабфонда, то «нехватка рабочей силы для строек будущего десятилетия» воспринимается уже скорее как данность, возможно, даже как положительный фактор, который сделает неизбежным повышение производительности труда.

Однако основным препятствием для дальнейшего развития страны, по мнению участников опроса, сегодня является низкое качество органов государственной власти. Подавляющее большинство опрошенных называли в качестве важнейших проблем именно высокую коррупцию, отсутствие независимой и эффективной судебной системы, пренебрежение законами и правами граждан со стороны представителей власти. Об этих проблемах в последние месяцы много говорится на самом высшем уровне, но дело не только в них: едва ли не все респонденты подчеркивали также и недееспособность государственного аппарата в целом. Главная угроза для России в ближайшие 12 лет будет исходить от чиновника – и потому, что он вмешивается в экономику и ущемляет права граждан, и потому, что он коррумпирован, непрофессионален и, следовательно, неэффективен в исполнении своих обязанностей.

Но несмотря на крайнюю обеспокоенность этими проблемами, лидеры бизнеса так и не смогли сформулировать внятного плана борьбы с коррупцией или повышения эффективности госаппарата. Большинство ограничились общими призывами «навести порядок в судебной и правоохранительной системе» и «жестче бороться с коррупцией» или предлагали достаточно абстрактные рецепты вроде «полной смены состава [чиновников] и повышения зарплаты» или «упрощения законодательства». Некоторые требовали от властей символических действий вроде запуска соответствующей социальной рекламы, открытия горячей линии, объявления борьбы с коррупцией «приоритетом номер один». По сути, опрошенные бизнесмены и эксперты обращались прежде всего к самой власти с призывами изменить свое поведение – перейти «к жизни по закону, а не по понятиям», «обеспечить равенство перед законом, быть даже более пристрастными к представителям власти», «отказаться от практики передела собственности с использованием административно-силового ресурса».

Полученные нами ответы показывают, что лидеров российского бизнеса серьезно беспокоит будущее страны в целом. Российскую деловую элиту практически не волнуют технические задачи, вопросы текущей экономической или социальной политики – по их ощущению, проблемы здесь или не являются критичными, или даже уже постепенно решаются. Например, почти не упоминались среди важных вызовов возможность «макроэкономической нестабильности» или неразвитость финансовых рынков. Во многом, конечно, это отражение той работы, которая последние годы проводилась правительством. Однако, судя по полученным ответам, Россия подошла к важному барьеру, когда для движения вперед недостаточно просто продолжать техническую отладку и настройку административных и правовых механизмов. И коррупция и неэффективность чиновников оказываются здесь лишь отражением более фундаментального явления

Помочь самим себе

Во многом все перечисленные бизнесменами и экспертами проблемы пересекаются и сводятся к преобладающим в стране ценностным, этическим установкам. Задав нашим собеседникам вопрос о «малозаметных, недооцениваемых тенденциях, которые могут серьезно скорректировать наши сегодняшние представления о будущем облике России», мы получили крайне тревожную картину. Если негативные тенденции внутри страны назвали 30 (из 58) респондентов, то положительные – только 10. При этом поводы и для оптимизма, и для пессимизма связаны прежде всего с изменениями, которые, по мнению респондентов, происходят в социальном поведении россиян. Если оптимистам видятся «появление людей, которые верят в успех своей страны и думают не только о максимизации прибыли», «усиление общественной активности на местном уровне», «более активная жизненная позиция граждан», то пессимисты, наоборот, отмечают «апатию большой части молодежи к личной жизни, работе, карьере, стране», «вымирание населения от пьянства и вранья самим себе» и даже просто «жестокость». Складывается впечатление, что главное препятствие для развития страны – это сами ее граждане.

Но на вопрос о том, что делать в этой ситуации, единого ответа у российской элиты нет. С одной стороны, многие лидеры бизнеса дают понять, что сложившаяся политическая система в целом мешает преодолению ценностного кризиса или даже сама создает его. Почти половина опрошенных считает, что ограничения прав граждан будут в следующие 12 лет серьезной проблемой для России, причем бизнесменов беспокоит ограничение не только экономических, но и политических и личных прав. Многие наши собеседники говорили о необходимости «либерализации гражданского общества», об «усилении конкуренции» как в экономике, так и в политике. В то же время о «демократизации, независимых судах, свободе СМИ» вспоминали лишь немногие. Гораздо чаще звучали предложения «децентрализации системы», развивать местное самоуправление, «спустить многие решения в регионы». А каждый пятый представитель элиты и вовсе опасается политического катаклизма в стране – «смены действующей элиты», «революционной смены политического строя», «прихода к власти агрессивно настроенных националистов» или «хунты».

Авторы – ректор Российской экономической школы; директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР РЭШ