Вектор


Прогнозы ненадежны

«Лукойл» по итогам года увеличит добычу нефти на 1,2–1,4%, пообещал в субботу президент компании Вагит Алекперов. Хотя еще 4 июня вице-президент «Лукойла» Леонид Федун называл иные цифры – 1,8–2%. Правда, он имел в виду углеводороды в целом, т. е. нефть вместе с газом. Показатели отдельно по нефти он не назвал, сославшись на то, что подсчеты еще не завершены.

«Это довольно странно, – отмечает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. – Чтобы вывести суммарный показатель, нужно иметь и его составляющие». Такая противоречивость отражает неуверенность менеджмента в собственных прогнозах и вполне обоснована предыдущим опытом, рассуждает Нестеров. Ведь, к примеру, еще в конце 2006 г. «Лукойл» прогнозировал рост добычи нефти в 2007 г. на 4–5%, потом план снизили до 4%, а ближе к концу года – до 2,5%. Фактический же рост составил 1,5%. В конце прошлого года на 2008 г. снова планировали рост в 4–5%, но за I квартал наблюдается снижение на 4%.

Впрочем, такие несоответствия характерны не только для «Лукойла». В 2007 г. добыча нефти у ТНК-ВР оказалась на 1,7% ниже запланированной, у «Сургутнефтегаза» – на 4,5%, у «Газпром нефти» – на 0,9%. В итоге каждая из компаний недобрала от 1% до 5% EBITDA, что в сумме (включая и «Лукойл») составило $900 млн.

Audi по-калужски

Директор по производству Volkswagen (VW) Йохен Хайцман не исключает возможности начала производства Audi на российском заводе VW, передал «Интерфакс». Завод под Калугой выпускает VW Jetta и Passat, а также Skoda Octavia и Octavia Tour, а сейчас приступает к сборке внедорожника Tiguan.

Возможность сборки Audi под Калугой могла бы стать сенсацией. Но вряд ли станет. Ведь смысл открытия завода Volkswagen в России – локализация производства. Тот же Хайцман в марте на автосалоне в Женеве говорил: «В идеале мы бы хотели, чтобы российские машины изготавливались из российского сырья». Достичь высокого уровня локализации на моделях Skoda или Volkswagen, на которые есть массовый спрос, вполне возможно. А вот с Audi (в 2007 г. продано 15 313 машин) это будет затруднительно. Именно поэтому в России нет завода BMW: ничего, кроме установки колес, баварцы доверить россиянам не решаются (крупноузловая сборка на «Автоторе»). Впрочем, понимают это и в самом VW. Хайцман сказал о производстве Audi под Калугой как о возможности, всерьез этот вопрос не прорабатывается, отмечает источник, близкий к VW.

Без поручителей

Сбербанк будет двигаться к кредитным продуктам для населения без залогов и поручителей, сообщил член правления Сбербанка Денис Бугров на экономическом форуме в Петербурге. В самое ближайшее время Сбербанк примет решение по запуску кредитных программ с облегченными требованиями к заемщикам: речь идет о кредитах наличными на зарплаты и о тех клиентах, у которых уже есть кредитная история в Сбербанке, цитирует его «Интерфакс». Летом Сбербанк планирует отменить поручителей по части ипотечных кредитов – в зависимости от суммы займа.

Тех, кто берет кредиты в Сбербанке, слова Бугрова не могут не порадовать. Найти поручителей и оформить их гарантии – не самая простая задача. Много нервотрепки и неудобств.

Но вот порадуют ли его слова аналитиков? Особенно если уровень просроченной задолженности банка начнет расти с тех мизерных значений, на которых он находится сейчас. Отказаться от платежей по кредиту, когда в поручителях начальник, коллега или родная тетя, гораздо сложнее, чем когда за кредит отвечаешь только ты сам.

Приватизация или реорганизация?

В субботу котировки почти всех «дочек» «Связьинвеста» выросли (от 0,6% до 4,1%), несмотря на падение индексов РТС (1,48%) и ММВБ (2,15%). По времени это совпало с заявлением гендиректора «Связьинвеста» Александра Киселева о необходимости приватизировать 75% минус 1 акция холдинга «в течение ближайшего года». Лишь тогда, объяснил Киселев, могут быть достигнуты «здравый смысл и максимальная эффективность от продажи»: ведь компании «Связьинвеста» быстро теряют долю рынка, в 2007 г. они едва удержали 27–28%.

Наперекор рынку акции компаний «Связьинвеста» подорожали и в марте, когда тогдашний министр связи Леонид Рейман выразил надежду на скорую приватизацию холдинга. Но цена слов министра (представляющего государство, т. е. собственника) и наемного менеджера не одинакова. Давать собственнику совет, как распорядиться активом, не дело менеджера. А Киселев не то что советует, так еще и приводит в качестве аргумента собственную недоработку. Впрочем, инвесторы могли отреагировать и на другое выступление – министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, заявившей, что ведомства вновь обсуждают реорганизацию «Связьинвеста». Прежний глава Минэкономразвития Герман Греф не раз критиковал «Связьинвест» за неэффективность, обсуждались даже варианты упразднения управляющей компании. Приватизация ее руководству, наверное, милее.