Цитата недели


«В выступлении Игоря Ивановича [Шувалова] прозвучала мысль о том, что важнейшая задача государства – это защита собственности, – заметил предправления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. – Но вот слова «частной» я там не услышал». – «Я сказал!» – ответил первый вице-премьер Игорь Шувалов. – «Нет, я внимательно слушал». – «Значит, пропустил слово – в докладе оно было». («Ведомости»)

Диалог двух либералов, бывшего и стремящегося, прекрасно демонстрирует главную стратагему отечественного чиновника: говорю одно, но еще кое-что подразумеваю. Догадайтесь сами.

Игорь Шувалов, надо признать, – чиновник, выходящий за привычные рамки «кремлевской тишины». Он умудрялся даже самые невзрачные мероприятия превращать в торжество сенсационности. Шувалов, не стесняясь, рассуждал в беседе с иностранными журналистами на тему преемников, публично обвинил американцев в том, что они «съезжают с темы» включения России в «финансовую восьмерку», и одним из первых внятно сформулировал ключевой политический лозунг: «Госкапитализм – не наше будущее». После этого с трудом верится, что Шувалов замылил слово «частная», намеренно пропустив его в собственном докладе.

Инцидент вроде бы исчерпан, но проблема осталась. В России простонародный тезис «за слова ответишь» является ключевым не только в быту и в бизнесе, но и во власти. За дела чиновники отвечают редко, а за слова – всегда. Если поручение министра в срок не выполнишь – не беда, всегда найдется объяснение, а вот журналистам лишнее слово сказать – прямой путь к увольнению, признаются чиновники.

Проблема недоговоренности и двойных смыслов особенно острой становится в период так называемого двоевластия, когда все знают, что главный в стране – президент, но догадываются, что пока не совсем. Приходится думать не только о правильных терминах и о том, что подумает об этом Путин, но и о том, что подумает Медведев. И самое страшное – если мысли их когда-нибудь разойдутся, с ужасом говорят чиновники.

Поэтому сейчас чиновники боятся и ничего не делают. Отвечать за слова они станут тогда, когда начнут говорить. В этом смысле Игорь Шувалов на петербургском форуме взял на себя большую ответственность.