Цифра недели: 13 907


Пора учиться водить машину», – говорит моя свекровь, в течение последних 10 лет отказывавшаяся даже представлять себя за рулем. Я вижу, что в сознании многих моих знакомых произошел перелом: о покупке автомобиля задумались те, у кого в семье уже есть два или кому он нужен три раза в год – съездить в «Мегу». Наверное, такие, как они, помогли японской Mitsubishi Motors продать в России за май 13 907 автомобилей. Не успела она объявить, что российский рынок стал для нее крупнейшим в мире, как похожее заявление сделала Mazda: для нее здесь главный рынок в Европе. Более того, по подсчетам Джеймса Мюра, президента Mazda Europe, наш авторынок станет чемпионом и в абсолютном зачете: россияне в этом году купят 3,6 млн новых автомобилей (с учетом легких коммерческих) – на 100 000 больше, чем в Германии, пока сохраняющей статус европейского авторынка номер один. О серьезных видах на нашу страну, в которой за автомобилями ценой $25 000 покупатели по полтора года стоят в очереди, не заявили только совсем далекие от глобализации производители. Действительно, когда отечественный автопарк на 46% состоит из «Жигулей» со средним возрастом 12 лет, пересесть на машину получше хотят многие.

Но, пытаясь вечерами втиснуть автомобиль на парковку около дома или стоя в пятничных пробках, о планах автоконцернов думаешь с грустью. В голову приходят другие цифры: по данным МВД, дорожная сеть российских городов рассчитана на показатель в 60–100 автомобилей на 1000 жителей, тогда как уже сейчас он превысил 200 машин. Руководитель крупного автохолдинга уверял меня, что, по мировой практике, рынок, перешагнувший такой порог автомобилизации, в развитии не останавливается, быстро достигая уровня в 300 автомобилей на 1000 жителей. Слушая это, начинаешь верить в мрачный прогноз, сулящий столице к концу 2008 г. транспортный коллапс. Его использовал один депутат Госдумы как аргумент в пользу проведения «Евровидения» в Санкт-Петербурге. Кажется, зря: не только в Северной столице, но и в подмосковном Орехове-Зуеве можно в пробке на перекрестке час простоять. Может, несоответствие в цифрах наконец заметят те, кто планирует строительство – жилищное и дорожное. И хотя бы перестанут согласовывать строительство нового микрорайона без въезда в него или нескольких гипермаркетов – около узкого съезда с Третьего кольца.