Город грехов и вечного света

В амстердамском театре Carré начались премьерные спектакли новой оперы Луи Андриссена – одного из самых крупных современных композиторов

В опере La Commedia – по Данте, Вонделу и Босху – Андриссен поставил себе задачу ни больше ни меньше чем озвучить Дантово восхождение из ада к вечному свету. И не моргнув глазом вместил универсум в разноликую, как сама «Божественная комедия», но маленькую оперу, чьи разноцветные мотивы-лоскутки запоминаются не хуже заправских итальянских арий. Полтора часа, пять частей, три солиста, черно-белое видео, деловитая сценография (Пол Клэй) складываются в невесомый спектакль, сплетенный из ассоциативных узелков и ниточек.

В опере нет сюжета, но есть место действия – и это главное. По Андриссену, и адский город Дит, и «Сад земных наслаждений» находятся в Амстердаме. Стильное видео режиссера Хола Хартли тоже полно пасмурным амстердамским воздухом.

La Commedia заявлена как фильм-опера, однако режиссер подчинил себя композитору. Придуманная им банда городских музыкантов проживает на экране свою параллельную историю, но вовсе в ней не нуждается: динамика уличных разборок – прежде всего хореография, дорисовывающая музыку жестами.

Оперу представляла типично андриссеновская команда: чернокожая Беатриче – сопрано Клэрон Макфэдден, поющий драматический актер Йерун Виллемс (Люцифер), чей кабаретный голос пришелся здесь ко двору, и безупречный тандем АСКО- и Шенберг-ансамблей с Райнбертом де Леу во главе. Протагонистом же стала уникальная Кристина Заваллони. Для нее и итальянский язык, и роль Данте, ставшая здесь женской, и мгновенные превращения из мальчишеского дисканта в хриплое контральто.

На пути восхождения к «Вечному свету» (пятая часть) есть поразительная кульминация, где Кристина – Данте гибнет, сбитая автомобилем. Медленное кружение и романтический хор струнных, алхимический сплав боли и утешения – самое невероятное, что можно ожидать после 40 лет радикальной антиэмоциональности Андриссена.

Сейчас Андриссен может позволить себе все. Ведь сам Данте теперь живет у него под боком, в Амстердаме.

Амстердам