Петушки и треугольнички

«Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия» – веселая выставка. Лихой разбойничий свист отозвался сто лет спустя безобидной трелью

Грядущее столетие футуризма – первый манифест идеолога движения Маринетти был опубликован 20 февраля 1909 г. – Пушкинский музей справил двумя выставками. Большой художественной, сделанной совместно с итальянским Музеем современного искусства Тренто и Роверето, и скромной фотографической.

Экспозиция по сути получилась вполне академической – с живописью, скульптурой, графикой, фотографиями, цитатами и документами, по форме – театрализованной, а по впечатлению – оптимистичной.

На ней показали работы главных итальянских футуристов и русских будетлян: Джакомо Балло, Умберто Боччони, Джино Северини, Давида Бурлюка, Кирилла Зданевича, Аристарха Лентулова, Натальи Гончаровой, Александры Экстер. Есть даже одна картина Владимира Маяковского – очень скромная (польстим великому поэту). Можно, конечно, заметить, что на выставке много работ, к футуризму отношения не имеющих (скучно, скучно начинали будущие итальянские разрушители старого искусства, но и Малевич не лучше) и просто посредственных, но придираться не хочется.

Наглость и энергия, с которой футуристы со скандалом боролись за новое искусство – бесчеловечное, машинное, скоростное, – обернулись через сто лет веселым и мастеровитым декоративизмом, забавляющим глаз. Исключительно мирным, хотя футуристы воинственно призывали к очистительному пожару войны (ее и получили) и всяческим революциям (и они пришли).

Сегодня яркие картины бывших разрушителей академических основ кажутся незатейливыми симпатичными упражнениями по цвету и форме, а скульптуры – забавными и мастеровитыми пластическими опытами. Разноцветный «Петух» Фортунатто Деперо похож на симпатичную детскую игрушку, ничего воинственного в птичке не осталось.