С картой по миру

Больше всего за рубежом россияне тратят в Италии, самые внушительные счета им выставляют в ОAЭ, а основная статья расходов – гостиницы, подсчитали эксперты Citi

Расплачиваясь кредитной картой, россияне больше всего средств за рубежом оставляют в Италии, Франции, США и Великобритании, подсчитали в ходе исследования Citi, агентство IRG и бюро путешествий «Куда.ru». На эти страны приходится 12%, 11%, 10% и 10% соответственно от общего объема платежей, совершенных российскими клиентами Citi в 2007 г. Зарубежные поездки решено выделить в отдельную категорию , поскольку они, как правило, сопряжены с серьезными расходами, а целый ряд клиентов чаще использует банковские карты за рубежом, нежели в России, рассказывает вице-президент Ситибанка Михаил Бернер. Доля зарубежных операций по картам составляет, по его оценкам, до 7–8% в стране и около 15% в Ситибанке от всего объема операций по картам и стремительно растет. Общий объем операций в банке не раскрывают. По данным ЦБ, в 2007 г. с помощью карточек в стране и за рубежом россияне расплатились более чем на 250 млрд руб.

Зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов оценивает долю зарубежных операций по оплате за рубежом держателями карт банка в 10–20% в зависимости от сезона. Однако в среднем этот показатель для российских клиентов ниже 10%, считает Торхов.

По оценкам Citi, в январе траты максимальные – они на 60% превышают среднемесячные. И больше денег из России получают отнюдь не те страны, которые лидируют по количеству туристов из России (это Турция, Египет и Испания, по данным «Куда.ru»). Правда, лидером по величине среднего счета в исследовании Citi получились Объединенные Арабские Эмираты, за которыми следуют Италия и Швейцария. Размеры такого счета в Сiti не называют, а по данным ЦБ, средний чек российского клиента, оплаченный карточкой, составляет около 1300 руб. (более $50).

Щедрее всего россияне при покупке часов или ювелирных изделий (средний чек – около $1500), почти втрое меньше ($550) в среднем за раз от них получает компания по прокату автомобиля, визит в магазин ($300) обходится почти втрое дороже похода в ресторан ($100). Однако больше всего денег оседает в гостиницах, уверяют в Citi: 24% от потраченного. 20% получают магазины одежды, а траты на авиабилеты совпадают с суммами, оставленными в duty free (3%).

Характер трат граждан за рубежом, как правило, отличается, поэтому Райффайзенбанк больше внимания уделяет поведению клиентов внутри страны, чтобы стимулировать расчеты картами, а не снятие наличных, отмечает член правления банка Роман Воробьев.