В Иран за ресурсами

«Газпром нефть» может начать экспансию в дальнее зарубежье с Ирана. К августу компания определится, участвовать ли в разработке крупных месторождений этой страны
AP

Если проект состоится, он станет первым для «Газпром нефти» за рубежом, не считая СНГ и готовящейся покупки нефтеперерабатывающей NIS в Сербии. До сих пор самую активную экспансию среди нефтяников вел «Лукойл». «Газпром нефти» теперь это тоже нужно – с учетом амбициозных планов компании по росту добычи (до 100 млн т к 2020 г.), отмечает аналитик Unicredit Aton Павел Сорокин. Конечно, в Иране сохраняются политические риски (санкции США, внутренняя нестабильность и проч.), но в России у «Газпром нефти» меньше шансов получить новые крупные месторождения, поскольку главный претендент на них – «Роснефть», объясняет Сорокин. «А 60% запасов месторождения – это довольно выгодные условия, – рассуждает аналитик. – Правда, стоит учесть, что это возможная компенсация за тяжелые условия разработки иранских ресурсов».

«Газпром нефть»

пятая по добыче нефтекомпания России. Капитализация – $38,4 млрд (РТС). Запасы – около 1,6 млрд т нефти (ABC1, с учетом 50%-ных долей в «Славнефти» и «Томскнефти»). Добыча – 43 млн т (2007 г., с учетом «Славнефти). Выручка – $21,1 млрд (US GAAP, 2007 г.). Чистая прибыль – $4,1 млрд. Основные акционеры – «Газпром» (75,7%), Eni (20%).

Через полтора месяца «Газпром нефть» должна определиться с участием в проекте разработки Северного Азадегана в Иране, сообщил президент компании Александр Дюков. «Газпром нефть» только получила документы по проекту, и данные по ресурсам месторождения он не назвал (как и представители министерства нефти Ирана). Но Дюков раскрыл основные условия проекта: иранская госкомпания NIOC оставляет себе лицензию, «Газпром нефти» предлагается стать акционером компании – оператора проекта и взять на себя 100% инвестиций. За это она получит право на продажу до 60% добытой нефти, уточнил Дюков. С такими условиями компания сможет поставить до 60% запасов месторождения на свой баланс.

Но инвестиции будут точно «больше, чем сотни миллионов долларов», добавил Дюков. Иранский министр нефти Голям Хоссейн Нозари говорил в апреле, что надеется на успех переговоров с «Газпром нефтью» по этому месторождению: в Иране активно работает «Газпром» (на месторождении Южный Парс). В 2006 г. Иран уже искал инвесторов на Северный Азадеган, разговаривал и с «Лукойлом», но безрезультатно.

А «Газпром нефть» изучает документы еще по одному блоку месторождений в Иране – Шурум, Кух-э-Риг и Дудру, уточняет представитель «Газпром нефти». Кроме того, компания может поучаствовать в тендерах, где будут разыграны лицензии еще на несколько участков – поисковые или сквозные (сразу на поиск и добычу), добавляет заместитель гендиректора «Газпром нефти» по разведке и добыче Борис Зильберминц, но деталей не раскрывает.

Азадеган – одно из крупнейших в мире нефтяных месторождений. Открыто в 1999 г. Ресурсы, по данным министерства нефти Ирана, предположительно достигают 42 млрд баррелей (или 5,7 млрд т). Северный Азадеган выделен в отдельный участок несколько лет назад, его запасов в официальных источниках нет (как и по другим участкам). Лишь недавно Нозари сообщил, что на месторождении открыто 2,5 млрд баррелей новых ресурсов (341 млн т). Источник, близкий к «Газпрому», говорит, что в документах, полученных «Газпром нефтью», указаны «примерно такие ресурсы».