Вектор


Неравноценные контракты

Металлурги вместо введения экспортных пошлин на стальную заготовку и сырье предлагают перевести всю производственную цепочку – от производителей лома, руды и угля до производителей стали и трубников – на длинные контракты. Чиновники ничего не имеют против, стало ясно на субботнем совещании у вице-премьера Игоря Сечина. Идея не новая и вполне логичная: Rio Tinto, BHP Billiton продают сырье по длинным контрактам, среди которых встречаются и 10-летние. На долгосрочной основе с клиентами работает и ArcelorMittal. Причем работать по такому принципу западные компании никто не заставлял.

Но в России ситуация иная. Фактически производители поставлены перед выбором – либо пошлины, либо длинные контракты. Причем заключать последние предлагается только с крупными клиентами. Сталелитейная промышленность в России давно консолидирована, значит, поставки руды и угля на внутреннем рынке примерно на 90% будут происходить по длинным контрактам. У металлургов же крупные клиенты – лишь автопром и трубники, на которых не приходится и половины поставок стали на внутренний рынок. Значит, весь остальной объем будет по-прежнему продаваться по квартальным договорам. Получается, что переход на долгосрочные контракты больше выгоден металлургам. Ведь у тех остается достаточно свободы для маневра, тогда как производители сырья будут его лишены.

Продажа для развития

Китайский производитель телекоммуникационного оборудования Huawei рассматривает возможность продажи части активов по производству мобильных телефонов для расширения присутствия на мировых рынках. Об этом сообщил вчера «Интерфакс» со ссылкой на официального представителя Huawei. Таким образом, китайская компания может последовать примеру немецкой Siemens и американской Motorola: первая еще в 2005 г. вовсе отказалась от выпуска мобильников, а вторая как раз сейчас выделяет этот бизнес в самостоятельную структуру. Но Huawei скорее всего руководствуется иными мотивами, чем западные компании. Те спасаются от растущих издержек, снижающих рентабельность бизнеса в целом, что не может нравиться акционерам Siemens и Motorola. Huawei же компания пока государственная, и ее главная забота, как и у многих других китайских госкорпораций, – экспансия в другие страны. Именно поэтому речь идет не о продаже бизнеса по выпуску мобильников целиком, а о привлечении инвесторов. Правда, возможности экспансии Huawei пока ограничены странами, где сильны позиции сотовых операторов, работающих в стандарте CDMA-450 (в России, например, это одна «Скай линк»). Но, возможно, новые партнеры могли бы вывести Huawei и на более массовый GSM-рынок.