Глобалист: Незавершенная работа


Через неделю электроэнергетическая монополия РАО ЕЭС перестанет существовать, а ее бессменный глава Анатолий Чубайс уйдет из электроэнергетической отрасли. Близка к промежуточному финишу одна из крупнейших индустриальных реформ в России.

Реформу электроэнергетики принято считать чуть ли не единственной сферой успешных преобразований, где в последние годы «хоть что-то делалось». Однако на самом деле сделать удалось относительно немного. Фактически успешно завершена только одна составляющая реформы – реструктуризация компаний. Это важный итог – несмотря на раздававшиеся в начале реформ стоны о нецелесообразности разделения неэффективных вертикально-интегрированных энергомонополий по видам деятельности, структуру российской электроэнергетической отрасли все же удалось привести в соответствие с передовыми мировыми организационными тенденциями.

Тем не менее до обещанных либерализации цен и создания конкурентного рынка электроэнергии далеко как никогда. Есть сомнения, что эти цели вообще будут достигнуты. График либерализации рынка – в заложниках антиинфляционных настроений правительства и, скорее всего, будет пересмотрен. В структуре собственности на генерирующие мощности по итогам продаж ОГК и ТГК доминируют несколько крупных промышленных групп – «Газпром», «Базовый элемент», СУЭК, КЭС, треть мощностей остается за государством.

Есть высокая вероятность, что после ухода Чубайса эти игроки, используя свои лоббистские возможности, быстро перетряхнут и структуру компаний (укрупнив их), и модель рынка электроэнергии. Вероятно, иностранцы продадут свои пакеты в ОГК и ТГК «Газпрому» в обмен на газовые активы, крупные промышленные группы «разберут» эффективные электростанции на долгосрочные контракты поставки электроэнергии по дешевым ценам, а остальным потребителям достанутся риски в виде «рынка излишков» и наименее эффективной генерации.

Ни о какой конкуренции в таких условиях и речи быть не может, а по итогам возможных в будущем всплесков цен и прочих неприятностей не исключен пересмотр всей концепции реформ и возврат к вертикальной интеграции.

Я не из числа огульных критиков Анатолия Чубайса. Его позитивная роль для российской электроэнергетики (и не только) неоспорима. Чубайс пришел в непрозрачную отрасль, разъедаемую неплатежами, долгами и убытками, энергосистему, перманентно работавшую с пониженной частотой электрического тока. Оставляет после ухода – качественно иную электроэнергетику.

Однако паутина тактических компромиссов и ориентация преимущественно на промежуточный результат, взятые на вооружение в ходе продвижения реформ, безнадежно затянули преобразования, размыли их смысл, не сделали основные результаты – свободное ценообразование и конкуренцию – необратимыми. Уход Чубайса из отрасли не может не оставить впечатления неоконченной работы.