Вексельберг сказал да

Виктор Вексельберг согласился с предложением Алишера Усманова и Владимира Потанина обсудить создание крупнейшей горно-металлургической компании. Осталось уговорить Олега Дерипаску
Чтобы сделка состоялась, Вексельбергу придется уговорить Дерипаску/ Д. Гришкин

Серьезные переговоры о тройном слиянии могут начаться после годового собрания «Норникеля» 30 июня, полагает Жуков. По количеству проведенных на нем в совет директоров кандидатов станет понятно, кто контролирует «Норникель»: UC Rusal или Потанин с Усмановым. В рамках подписанного меморандума Усманов объявил, что купит 10% акций «Норникеля» с рынка, и многие инвестбанкиры считают, что у предпринимателя уже есть до 5% акций. Два источника, близких к «Норникелю», считают, что у него уже есть около 10%.

В четвертый раз. 2005 г.

Усманов предложил создать Евразийскую горно-металлургическую компанию на базе ГОКов «Металлоинвеста» и украинских Южного и Ингулецкого ГОКов. Сделка не состоялась.

2006 г.

Усманов решил объединить свои металлургические активы и начал консультации с Ринатом Ахметовым по объединению компаний. Одновременно схожие консультации велись с «Северсталью», утверждали представители Усманова.

2007 г.

Усманов начал переговоры по объединению активов «Металлоинвеста» с украинским «Индустриальным союзом Донбасса». Не удалось договориться по долям.

«Норильский никель»

Крупнейший в мире производитель никеля. Выручка – $17,1 млрд (2007 г., МСФО). Чистая прибыль – $5,28 млрд. Владельцы – UC Rusal (25%), президент «Интерроса» Владимир Потанин (30%).

United Company Rusal

Алюминиевая компания. Производство – 4,2 млн т алюминия (2007 г.). Выручка – $14,3 млрд. Владельцы – Олег Дерипаска (56,7%), акционеры «Суала» (18,92%), Михаил Прохоров (14%), Glencore (10,32%).

«Металлоинвест»

Горнодобывающая компания. Выручка – более $7 млрд (2007 г., МСФО, данные компании). EBITDA – $2,3 млрд. Владельцы – Алишер Усманов (50%), фонд депутата Госдумы Андрея Скоча (30%), Василий Анисимов (20%).

Меморандум о планах создания глобальной горно-металлургической группы на базе «Норникеля» и «Металлоинвеста» их совладельцы – Алишер Усманов и Владимир Потанин подписали в конце мая. Они сразу пригласили в альянс Олега Дерипаску, крупнейшего акционера UC Rusal, недавно купившей 25% акций «Норникеля».

Но вместо него на переговоры согласился другой акционер UC Rusal – Виктор Вексельберг (около 6% акций, вместе с партнерами – 18,9%), заявил вчера Усманов. «Мы провозгласили, что хотим попытаться создать крупный горно-металлургический холдинг, пригласили «Базэл» [компания Дерипаски] и Вексельберга, он согласился», – цитирует Усманова «Интерфакс». Усманов и его представители вчера других комментариев не давали.

Представитель «Реновы» (компания Вексельберга) Андрей Шторх подтвердил, что Вексельберг получил предложение от Усманова и согласился провести консультации о присоединении к альянсу. В «Интерросе» и «Базэле» от комментариев отказались.

Вексельберг в UC Rusal – финансовый инвестор, так что ему в отличие от Дерипаски тройное объединение «Норникеля», UC Rusal и «Металлоинвеста» интересно, ведь он получит премию на свой пакет, считает аналитик «Траста» Александр Якубов. Дерипаске же такой альянс будет стоить контроля над UC Rusal (сейчас его доля – 56,7%), отмечает аналитик. Бизнесмены, знакомые с Дерипаской, также говорят, что предприниматель пока не склонен начинать переговоры о тройном объединении.

Соглашение акционеров UC Rusal запрещает Вексельбергу продать свой пакет в компании третьей стороне, не предложив его сначала Дерипаске. Вексельберг может попытаться убедить Дерипаску и других партнеров по UC Rusal в выгоде тройного объединения, отмечает аналитик Lehman Brothers Владимир Жуков.

Кроме UC Rusal у Вексельберга есть другие активы в горно-добывающем секторе: доля в магниевом проекте United Manganese of Kalahari в ЮАР. Потанин и Усманов ранее говорили, что их альянс касается и зарубежных активов его участников. Интересуются ли они проектом «Реновы» в ЮАР, представители «Интерроса» и Gallagher (компания Усманова) вчера говорить не стали.

Если бы Усманов и Вексельберг вели реальные переговоры, они бы подписали соглашение о конфиденциальности и не могли бы обсуждать такие темы публично, считает Якубов.

Если тройственный союз все же будет создан, это будет здорово, считает Якубов, ведь в России появится компания, сопоставимая по размерам с Rio Tinto, стоимостью более $130 млрд.