Проще-то лучше

В конкурсе 30-го Московского фестиваля все встало на свои места буквально в последний день, когда были показаны картины из Ирана и Болгарии

Победили иранцы с очень незатейливым на первый взгляд фильмом «Проще простого» (режиссер Реза Мир Карими) про один день из жизни домохозяйки. Она моет посуду, занимается непослушными детьми, помогает соседкам, все время пытается дозвониться до мужа, который то занят в офисе, то в ресторане ужинает с какой-то «иностранной делегацией». А между готовкой риса с курицей и стиркой она пытается сочинять стихи и иногда заходит на курсы стихосложения. Казалось бы, видели мы уже не раз такое специфически иранское кино про самую заурядную жизнь, сквозь которую еле-еле просвечивает тихая поэзия и незаметно из самых банальных действий складывается тонкая психологическая драма. Однако глаз от такого кино по-прежнему не оторвать.

Впрочем, конкуренты у «Проще простого» были.

Известно, что при первом же удобном случае наш фестиваль поощряет наше кино. Поэтому в фаворитах заранее числилась картина «Однажды в провинции» Кати Шагаловой, где страсти рвутся как баян, а водка льется в чудовищных даже на русский взгляд количествах (в итоге ФИПРЕССИ поощрило-таки Шагалову).

Были в конкурсе и мэтры: венгр Петер Бачо и итальянец Сильвио Сольдини.

Но зрители отдавали предпочтение израильскому анекдоту «Для моего отца» (режиссер Дрор Захави) про палестинского террориста, у которого сломалась бомба и он пошел чинить ее к евреям, которых потом должен взорвать. С призом зрительских симпатий фильм и остался.

Виды на призы имела и американская драма «Посетитель» (режиссер Том Маккарти) – история про грустного профессора, неожиданно нашедшего себя в дружбе с нелегальными мигрантами. Фильм был начисто лишен спекуляций на злободневную тему и оказался очень человеческим и камерным. В итоге – награда за лучшую мужскую роль Ричарду Дженкинсу. А за женскую наградили Маргариту Буй (итало-швейцарские «Дни и облака»).

Совершенно неожиданно второй по значимости «Серебряный Георгий», вручаемый за лучшую режиссуру, достался радикальному и сочному болгарскому неонуару «Дзифт» (режиссер Явор Гырдев). Для московского фестиваля признание такого киноманского фильма – смелый жест.

И хотя в целом конкурс был довольно любопытным, как и раньше, не он стал ключевым событием. Во внеконкурсных программах безусловным хитом была ретроспектива американского режиссера Джона Кассаветиса, на которую было почти не пробиться. Как, впрочем, и на программы «Московская эйфория» и «8 1/2 фильмов», традиционно собравшие фестивальные сливки прошедшего года.

Судя по очередям перед залами, наибольший интерес вызывало кино с Востока, Ближнего и Дальнего. Яркими представителями первого были Хана Махмальбаф («Будда рухнул со стыда»), Нури Бильге Джейлан («Три обезьяны»), Абделатиф Кешиш («Кус-кус и барабулька»). Второго – Цай Минлян (ретроспектива), Такеси Китано (ретроспектива), Кането Синдо («Учитель и трое детей»), Кай Кевин Хуан («Парк Шанхай»). Сделать бы расписание поудобнее, и можно сказать, что фестивальная жизнь удалась.