Дело истлело

Минэкономразвития спасло гендиректора Азовского морского порта Геннадия Гребенюкова от суда по обвинению в незаконном предпринимательстве, а компанию – от штрафа

ОАО «Азовский морской порт»

Занимается перевалкой грузов. Акционеры: московскому ЗАО «С» принадлежит 64% акций, РФФИ – 25,5%, физическим лицам – 10%. Принимает суда типа «река – море» грузоподъемностью до 5000 т, мощность порта – 10 млн т грузов в год, экспортирует уголь и металлолом (99%) в Италию, Турцию, Грецию, Болгарию. В 1-м полугодии 2008 г. перевезено 811 000 т грузов, в 2006 г. выручка составила 86,4 млн руб.

Дело в отношении Гребенюкова по статье «незаконное предпринимательство» (ч. 2 ст. 171 УК РФ) прекращено 30 июня за отсутствием состава преступления, рассказал «Ведомостям» прокурор Волго-Донской транспортной прокуратуры Александр Андрощук. Дело было возбуждено в августе 2007 г. после пожара в порту, когда истлело 5000 т угля для погрузки на баржи. У порта не было лицензии на работу с опасными грузами (уголь), и следствие сочло, что компания незаконно получила доход в сумме 52 млн руб., говорит Андрощук. Пока шло расследование, Гребенюков руководил портом, находясь под подпиской о невыезде. Связаться с ним вчера не удалось. По ст. 171 УК РФ ему грозил штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере дохода за 1–3 года либо лишение свободы на срок до пяти лет.

Параллельно Арбитражный суд Ростовской области рассматривал дело об административном правонарушении порта, заведенное с подачи Ространснадзора из-за отсутствия лицензии. Представители порта утверждали, что лицензия компании на погрузку-разгрузку с 1 июня 2005 г. по 31 мая 2010 г. предусматривает работу с опасными грузами. Но Ространснадзор ссылался на принятые в июле 2005 г. поправки в федеральный закон «О лицензировании», по которым работу с опасными грузами нужно лицензировать отдельно. Арбитраж (а затем и кассационная инстанция) обязал порт выплатить штраф в 40 000 руб.

Порт обратился в Минэкономразвития с просьбой прояснить ситуацию с лицензией. В ответном письме министерство сообщило, что «поскольку поправки в федеральный закон вступили в силу уже после получения портом лицензии, то она действует до 2010 г. и распространяется также на перевалку опасных грузов». Арбитраж принял ответ как «вновь открывшиеся обстоятельства» и в феврале 2008 г. отменил штраф. Уголовное дело прекратили, так как оно основывалось в том числе на заключении Ространснадзора, рассказал сотрудник ЛОВД, участвовавший в расследовании. Юрист порта Людмила Гордеева от комментариев отказалась. Возбуждение уголовного дела по ст. 171 УК из-за мнимого отсутствия лицензии у одного из ведущих операторов рынка можно расценивать как административное давление, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Артур Эберг. Ситуация должна научить госорганы, что составлять такие претензии неперспективно, отметил он.