Изменение климата: Парниковая подушка


Изменение климата будет одной из важнейших тем саммита «восьмерки», который пройдет 7–9 июля на японском острове Хоккайдо у озера Тоя. Япония, вышедшая с инициативой создания «низкоуглеродного мирового сообщества» и предложившая для этого снизить выбросы наполовину к 2050 г., на встрече «восьмерки» планирует развить свои идеи. На достижение нового соглашения, которое сменит Киотский протокол (его действие заканчивается в 2012 г.), отведено два года.

У России еще нет четко выработанной позиции относительно того, какие обязательства по ограничению выбросов она может на себя взять. По Киотскому протоколу для развитых стран задача формулируется как снижение нынешнего уровня выбросов (по Европе он в 2005 г. в среднем был на 5% выше уровня 1990 г.) до уровня принятых обязательств (в среднем за 2008–2012 гг. на 8% ниже уровня 1990 г.). Россия обязалась не превышать в среднем в 2008–2012 гг. уровня выбросов 1990 г. Спад в экономике России, ее демилитаризация, повышение эффективности экономики, рост доли природного газа в энергобалансе привели к тому, что растущие в последние годы выбросы в 2007 г. все еще составляли только 77% от уровня 1990 г. (а с учетом поглощения углерода российскими лесами – 62%). Россия дорого заплатила за такое сокращение эмиссии – потери экономического роста составили около $1000 (в ценах середины 90-х гг.) на каждую тонну снижения выбросов углекислого газа. Для сравнения: в европейской системе торговли квотами на выбросы СО2 1 т стоит только 15–30 евро. Однако благодаря этому ближайшая задача для России формулируется не как снижение выбросов, а как ограничение их роста.

Главным источником эмиссии парниковых газов в России является сжигание топлива. Все прогнозы показывают, что ни при каких условиях выбросы парниковых газов от растущей российской экономики до 2012 г. не превысят уровня 1990 г. То есть Россия гарантированно выполнит свои обязательства. Слабая готовность России к торговле квотами на эмиссию приведет к тому, что Россия к 2012 г. не сможет продать существенную часть своей невыбранной квоты эмиссии. Этим объемам невыбранных квот есть другое применение. В статье 3 Киотского протокола есть пункт 13, который гласит, что если в 2008–2012 гг. страна выбросила меньше установленного для нее количества, то разница по просьбе этой страны может прибавляться к установленному для этой страны количеству на следующий период обязательств (banking). Какой может быть эта разница? По моей оценке, только от сжигания топлива – 1500–2100 млн т эквивалента СО2. К этому можно добавить еще столько же за счет поглощения СО2 российскими лесами.

Даже после 2012 г. еще несколько лет (согласно разным прогнозам не менее 4–6 лет) эмиссия в России все еще будет ниже уровня 1990 г. Используя механизм пункта 13 статьи 3 Киотского протокола, Россия может взять на себя до 2017 г. одно из трех обязательств: не превышать уровня эмиссии 1990 г., сократить среднегодовой уровень эмиссии в 2013–2017 гг. на 5% от уровня 1990 г. и даже сократить среднегодовой уровень эмиссии в 2013–2017 гг. на 10% от уровня 1990 г. Накопленный в 2008–2012 гг. ресурс квот на выбросы, который будет вычитаться из объемов выбросов за 2013–2017 гг., позволит выполнить любое из этих обязательств при любой ожидаемой на 2013–2017 гг. траектории выбросов парниковых газов (при развитии экономики по «инерционному», «энергосырьевому» или «инновационному» сценариям). Таким образом, Россия имеет и существенный резерв гибкости в переговорном процессе по принятию обязательств, и «подушку безопасности» в процессе их выполнения.

За пределами 2017 г. при сохранении нынешней энергоемкой модели развития экономики эмиссия парниковых газов будет продолжать расти. Возможности создания в России «низкоуглеродного общества» изучены еще очень мало. Но это не значит, что их нет. По оценке Центра по эффективному использованию энергии, технический потенциал повышения энергоэффективности в России составляет 45% от уровня потребления энергии в 2005 г., или 295 млн т нефтяного эквивалента. Он примерно равен годовому потреблению первичной энергии в таких странах, как Франция, Британия или Украина, или равен 2% от мирового потребления первичной энергии. Полная реализация потенциала позволит сократить потребление электроэнергии на 340 млрд кВт ч, тепла – на 844 млн Гкал, а природного газа – на 240 млрд куб. м, или на 55% от уровня его потребления в 2005 г., что существенно превышает экспорт газа из России. Соответствующее снижение выбросов СО2 равно 793 млн т (около 50% эмиссии в 2005 г.).

Реализация потенциала энергосбережения, ускоренное развитие возобновляемых источников энергии, уже запущенные механизмы роста цен на топливо и формирование либо налога на углерод в топливе, либо рынка торговли квотами с ценой в размере около 20 евро/т СО2 позволит, по нашим расчетам, стабилизировать эмиссию в 2022–2030 гг. даже при росте экономики на 6–7% до 2020 г. и на 5% затем до 2030 г. Уже после этого в период до 2050 г. можно реализовывать стратегии снижения эмиссии не за счет спада производства, как в 90-х гг., а за счет перехода на новые технологии использования энергии и ее производства, управления отходами и восстановления лесов, т. е. за счет создания «низкоуглеродного общества».

Таким образом, «подушка безопасности» – накопленный в 2008–2012 гг. ресурс квот на выбросы, – которая так дорого досталась России, дает ей возможность более уверенно вести себя на переговорах по стабилизации климата и смягчить переход от нынешней энергорасточительной экономики к «устойчивой экономике».