Брокерам помогут

Переписать Таможенный кодекс (ТК), сделав более доступными процедуры упрощенного оформления товаров, предлагает Экспертный совет по таможенно-тарифной политике

Проект поправок в ТК подготовлен Экспертным советом по таможенно-тарифной политике, заседание которого прошло в пятницу. По словам зампредседателя комитета по промышленности Госдумы Валерия Драганова, осенью законопроект (текст поправок есть у «Ведомостей») будет внесен в Госдуму.

В частности, предлагается ввести в ТК институт уполномоченных экономических операторов (грузополучателей), которые смогут сразу провозить товар на свой склад, не оформляя его на таможенном посту. Этот статус в поправках предлагается предоставлять и таможенным брокерам. Сейчас же упрощенными процедурами ввоза могут пользоваться только сами компании-импортеры, а брокеры подобной возможности лишены, рассказывает советник по таможенным вопросам юркомпании DLA Piper Марина Лякишева. И это при том, что условия регистрации брокеров и без того жесткие, отмечает замгендиректора Национальной ассоциации таможенных брокеров Елена Цветкова: в частности, брокеры обязаны внести обеспечение уплаты таможенных платежей в 50 млн руб., а также застраховать свою ответственность на 20 млн руб.

Кроме того, изначально поправки предлагали возложить на бюджет часть расходов перевозчиков по разгрузке и погрузке товара на складе временного хранения (СВХ). Сегодня таможенник для досмотра отправляет товар на СВХ, но досмотр не начнется, пока перевозчик не заключит со складом договор на разгрузку и погрузку, рассказывает замруководителя департамента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Жигулин: в итоге перевозчик несет необоснованные расходы и может работать себе в убыток. Подобных досмотров немного, возражает представитель таможенной службы (ФТС). В пятницу Экспертный совет принял решение, что казна должна оплачивать расходы перевозчика по разгрузке и погрузке, только если таможенник не найдет нарушений при досмотре.

Еще одна проблема, которую предлагают решить авторы поправок, касается мер по обеспечению уплаты таможенных платежей. Например, подготовленные советом поправки разрешают не вносить залог компаниям, уже использующим упрощенные процедуры оформления, уполномоченным грузополучателям, промышленным градообразующим предприятиям и компаниям, работающим с общегосударственными инвестпроектами. Не работает сегодня и такой вид обеспечения, как страхование, говорит Лякишева: ТК разрешает страхование, но не прописан механизм его оформления.

Доработать поправки участники совета хотят к августу. Пока основная цель – начать дискуссию между властью и бизнесом, говорит Драганов. В ФТС к дискуссии готовы: ТК пора совершенствовать, соглашается представитель службы.