Кипр не офшор

Россия готова вывести Кипр из списка офшоров. За это она хочет доступа к данным о кипрских компаниях

Россия проведет переговоры с Кипром об исключении его из списка офшоров, заявил замминистра финансов Сергей Шаталов. Но Кипр уже не офшор, говорит партнер Deloitte Владимир Гидирим: там единая ставка налога на прибыль в 10% для компаний, работающих в стране или органы управления которых находятся на острове. Дивиденды же и доходы от продажи акций от налогов освобождаются.

Власти Кипра не отвечают на запросы российских налоговиков, объясняет Шаталов, поэтому Минфин внес Кипр в список стран, по отношению к которым не действуют налоговые льготы по дивидендам. Эти льготы распространяются на стратегические инвестиции: владение в течение года не менее чем 50%-ным пакетом, купленным более чем за 500 млн руб.

Шаталов сообщил, что минфины двух стран проведут два раунда переговоров – в ближайшее время и в сентябре. Кипр готов гарантировать, что будет предоставлять полную и оперативную информацию, говорит Шаталов, возможно, будут внесены изменения и в соглашение об избежании двойного налогообложения.

Министр финансов Кипра Харилаос Ставракис сообщал, что в октябре может быть достигнута договоренность об исключении Кипра из списка стран, компании которых находятся под пристальным вниманием Росфинмониторинга.

Сложности с получением информации с Кипра – «только половина проблемы», говорит сотрудник Минфина: на переговорах решается, «что Кипр может предложить нам и что мы можем дать». Рассказать о позициях сторон чиновник отказался, но заверил, что в ближайшие год-два Кипр не будет исключен из списка офшоров, даже если переговоры успешно завершатся. Кипр все еще в списке юрисдикций, к которым у Организации экономического сотрудничества и развития есть претензии, объяснил он.

Часто Кипр – прослойка между холдингом и его активами, знает Гидирим. Большая часть российских активов «Евраза», в том числе Западно-Сибирский и Нижнетагильский комбинаты, принадлежит кипрской Mastercroft – 100%-ной «дочке» Evraz Group (Люксембург). В акционерах Самарского подшипникового завода – две кипрские компании: Lavenco Limited (53,34%) и Sprindale Investments (19,9%), у ВТБ есть кипрская «дочка» Russian Commercial Bank, кипрская «дочка» «Реновы» Integrated Energy Systems Ltd владеет ЗАО «Комплексные энергетические системы». 99,84% СУЭК принадлежит кипрской Donalink Limited.

Преимущество Кипра – много соглашений об избежании двойного налогообложения, что позволяет перекачивать капитал из России в Европу и наоборот, считает Михаил Горлов из Tax Consulting U. K.: на Кипре выгодно регистрировать трейдеров, выгодно продавать долю не в российской компании, а в кипрской материнской, от налогов освобождаются проценты по займам и роялти – при отсутствии аффилированности компаний.

Договор России с Кипром не добавит рисков российским компаниям, уверен замдиректора судебного департамента «ТНК-ВР менеджмент» Эдуард Годзданкер: налоговики и сегодня могут получать необходимую информацию с Кипра.

Любое лицо может получить в кипрских регистрирующих органах сведения об отчетности компаний, директорах и номинальных владельцах, а по решению суда – и о фактических бенефициарах, знает Гидирим. Соглашение предусматривает обмен информацией (см. врез), но в кипрских налоговых органах не отработана процедура ее предоставления российскому Минфину, добавляет он.

Привлекательность Кипра повысится, если обнулятся налоги от стратегических «дочек», уверены эксперты.