Сколько стоит Кантор

В преддверии SPO «Акрона» один из организаторов размещения – Unicredit оценил компанию в $8,2–9,4 млрд. Исходя из этой оценки, доля основного владельца «Акрона» Вячеслава Кантора стоит $5,8–6,7 млрд

Оценка «Акрона» содержится в аналитическом отчете Unicredit (есть в распоряжении «Ведомостей»), разосланном инвесторам в преддверии размещения 10% акций компании на LSE. Около 4% акций планирует продать «Дорогобуж» («дочка» «Акрона»), около 6% – Кантор, рассказал «Ведомостям» один из инвестбанкиров.

Из отчета следует, что Кантор контролирует 71,6% акций «Акрона» через четыре компании (см. рисунок). Кантор считался основным владельцем «Акрона», журнал Forbes оценивает его состояние в $2,9 млрд (41-е место в российской сотне). Сам бизнесмен не отрицал, что владеет долей «Акрона», но не раскрывал ее. Было известно, что в 1993 г. компания Кантора «Интелмас» купила на чековом аукционе 35% акций «Акрона». Контрольный пакет компании по плану приватизации был разделен между ее работниками, а потом скупался посредниками. В 1994 г. «Акрон» приобрел на чековом аукционе контрольный пакет смоленского «Дорогобужа».

Сейчас «Дорогобужу» принадлежит 8,5% «Акрона», 20% составляет free float, следует из отчета Unicredit. Но в отчете «Акрона» за I квартал 2008 г. по РСБУ сказано, что 7,83% его акций принадлежат основному конкуренту компании – группе «Фосагро».

Аналитики говорят, что Unicredit оценивает «Акрон» слишком оптимистично. Исходя из стоимости в $8,2–9,4 млрд за всю компанию, акция оценена в $173–197 за 1 шт. Сейчас они торгуются в РТС на уровне $124–127 за 1 шт. На LSE может быть премия, но не больше $140–150 за бумагу, считает директор аналитического управления «Антанта пиоглобал» Георгий Иванин.

Unicredit подчеркивает в отчете, что оценивает «Акрон» с учетом долга в $239 млн (на конец 2007 г.) и с учетом миноритарных долей связанных с ней компаний. Так, 3,94% акций «Акрона» в «Апатите» банк оценивает в $255 млн, 21% в «Сибнефтегазе» – в $577, 6,08% в «Сильвините» – в $1,3 млрд. Однако аналитик «Ренессанс капитала» Марина Алексеенкова считает, что такие активы надо оценивать как минимум с 30%-ным дисконтом. Например, пакет «Акрона» в «Апатите» она оценивает в $180 млн, а в «Сильвините» – в $800 млн.

Банк оценил и новые активы «Акрона». В марте этого года он выиграл на торгах Талицкий участок Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей за $704 млн. Для оплаты лицензии «Акрон» взял семилетний кредит на $565 млн в Сбербанке под 11,25% годовых. В отчете говорится, что для разработки Талицкого участка компания может привлечь стратегического партнера, в частности, называются «Сильвинит», «Уралкалий», «Беларуськалий» или какая-то иностранная компания. На освоение потребуется $1,7 млрд, производство калия начнется в 2018 г., говорится в документе. Но сама лицензия, по мнению аналитиков Unicredit, уже подорожала до $793 млн. Алексеенкова в этом сомневается. По ее мнению, расчеты Unicredit базируются на очень высоких ценах на калий, который на спотовых рынках стоит сейчас $1000 за 1 т. На внутреннем рынке цены ниже, указывает Алексеенкова. На внутреннем рынке калий тоже стоит не менее $470, говорит Иванин. Но это гораздо дороже, чем в начале года, поэтому лицензия на Талицкий участок сильно подорожала, согласен Иванин с Unicredit.

«Акрон» выходит на биржу в не слишком благоприятный период, акции крупнейших производителей удобрений на прошлой неделе сильно подешевели, говорит Алексеенкова. Так, капитализация Pottash Corporation упала на 13%, «Уралкалия» – на 8%. И хотя уже вчера «Уралкалий» подорожал на 3,9%, вряд ли инвесторы заплатят за «Акрон» выше $130 за бумагу, считает аналитик «Ренессанс капитала».

Представитель «Акрона» и Unicredit от комментариев отказались.