То, что доктор прописал: Загрязненные вздохи


В офисе, куда мне иногда приходится ходить за гонорарами, скучно и нужно долго ждать. В последний визит я, правда, нашел замечательное занятие: наблюдать за секретарем Верой (25 лет) и вздыхать. Она сидит за стеклянным столом в мини-юбке и располагает парой совершенно исключительных нижних конечностей. По крайней мере, меня – очень располагает. Как если бы этого было мало, каждые пять минут она не спеша и очень элегантно меняет ориентацию этих двух органов локомоции: то пристроит одну на другую, то вытянет – в направлении окружающего мира, то затолкает под стул. Наблюдая эти превращения, я вдруг заметил, что они подчинены строгому алгоритму, т. е. повторяются в правильной последовательности, и немедленно поинтересовался причинами такого необычного поведения. Это был удачный ход: тема ног Веру волнует – по крайней мере, она охотно ее поддержала. Оказалось, девушка недавно прочитала, что офисные работники из-за неподвижности подвержены риску тромбоза глубоких вен ног (ТГВ). И теперь, вот уже вторую неделю, она ретиво выполняет предписание – постоянно менять позу при работе за столом. Тут я возликовал: буквально за неделю до этого я прочитал о большом открытии в области ТГВ и смог показать себя человеком осведомленным и неравнодушным.

Гарвардские врачи нашли в Ломбардии (Италия) 810 пациентов с ТГВ и 1000 просто здоровых обывателей. Собрав детальный анамнез, они тщательно исследовали места жительства этих людей на предмет загрязнения воздуха. Средняя для европейских городов загрязненность уличного воздуха твердыми частицами – 40 мкг/куб. м (к 2010 г. Европарламент обещает добиться 20 мкг/куб. м). В Ломбардии нашлись области со значениями от 40 мкг/куб. м до 50 мкг/куб. м (в Милане). Оказалось, эта разница играет огромную роль: при росте загрязненности на 10 мкг/куб. м риск тромбоза вен возрастает на 70%.

«Попадая в организм, твердые частицы вызывают воспалительные процессы, которые повышают риск образования тромбов», – сообщил мне Андреа Баккарелли, автор исследования. Он с самого начала подозревал, что вдыхание городского чада может приводить к ТГВ: «Раньше было известно, что загрязнение воздуха повышает риск инфаркта и инсульта – т. е. перекрытия артерий. Теперь же ясно: что плохо для артерий, плохо и для вен».

Вера слушала раскрыв рот. В Москве, продолжал я, загрязнение твердыми частицами больше 60 мкг/куб. м; кажется, офисным москвичам есть смысл сучить ножками в полтора раза чаще, чем миланцам. «А офисным москвичкам, – и тут я придвинулся, понизив голос, – вообще не позавидуешь: все известные риски многократно перекрываются приемом оральных контрацептивов. Это было установлено и раньше, но Баккарелли еще раз показал: противозачаточные таблетки гораздо вернее вызывают тромбы, чем загрязненный воздух».

Тут разговор непринужденно соскользнул в область, еще более богатую ответвлениями, – но это уже другая история.