Непобедимая инфляция

Неравную борьбу с ростом цен ведут монетарные власти не только России, но и всего мира. Пока победа на стороне инфляции

В Индии рост цен достиг 13-летнего максимума – 11,1% (здесь и далее – за последние 12 месяцев), вдвое выше целевого уровня. Год назад инфляция не превышала и 4,3%. Худший экономический кошмар правительства стал реальностью, отмечает экономист HSBC Bank Роберт Приор-Уондерсфорд. Инфляцию подстегнуло удорожание топлива на 10% из-за снижения правительством субсидий, позволявших сдерживать рост цен на бензин. Бюджет страны не выдержал: субсидии достигли $58,7 млрд, или 3% ВВП. Примерно так выглядят экономические новости из большинства развивающихся стран в последние недели.

Повсеместная инфляция

Рост цен ускорился везде. В Венгрии и Чехии годовой индекс инфляции достиг 6,8–7%, в Турции – 10,7%, в Латвии – 17,9%, в Египте – 19,7% (полгода назад – втрое ниже). Во всех без исключения странах Центральной Европы инфляция будет превышать целевой уровень как минимум до начала 2010 г., полагает Нил Шеринг из Capital Economics.

Инфляцию раскручивает взлет цен топлива и продовольствия. По всему миру прокатилась волна повышения процентных ставок. В той же Индии нацбанк повысил ставку и резервные требования к банкам уже второй раз за месяц. Но это не помогло. В Азии наиболее агрессивно поднимал ставки Вьетнам – с 12% до 14%, но жизнь в стране подорожала на 25%.

Европа в отличие от Азии близка к стагфляции: рост цен ускорился (3,7% – 16-летний максимум, почти вдвое выше цели), а экономики – замедлился. Но для Европейского центробанка стабильность цен оказалась важнее, и он повысил ставку.

США не знали такого роста цен – 4,2% – с начала 1990-х гг., при этом цены производителей выросли на 7,2%.

Плюс девальвация

Борьбу азиатских стран с ростом цен осложняют высокие расходы на нефть. Раскручивает инфляцию и девальвация валют стран региона, спровоцированная ухудшением платежного баланса.

Так, семилетнего максимума достигла инфляция в Южной Корее (пятый в мире импортер нефти) – 4,5%. А в Индонезии инфляция на девятилетнем максимуме – 9,6%. Нацбанк страны дважды повышал ставки и продает валюту из резервов. Нацбанк Таиланда из антиинфляционных инструментов (рост цен – 7,5%) тоже выбрал борьбу с девальвацией.

Год назад развивающиеся страны боролись с укреплением своих валют, а теперь – с их ослаблением, замечает Данкан Вулбридж из инвестбанка UBS. Нацбанки могут растратить свою финансовую силу – резервы, опасается Патрик Бене из Societe Generale, советуя спокойнее относиться к колебаниям курсов валют.

Ради снижения инфляции нацбанк Китая в I квартале укреплял юань невиданным прежде темпом в 20% за год. Затем ревальвация юаня приостановилась – она вызвала недовольство китайских экспортеров, отмечает Барри Наутон, профессор китайской экономики Университета Сан-Диего.

Инфляция сильнее бьет по бедным странам, чем по богатым. Так, во Вьетнаме рост цен достиг 25%, а акции с начала года подешевели на 62%. До этого во Вьетнаме был фондовый бум: за 2006–2007 гг. акции подорожали втрое.

Минус субсидии

В странах, снижающих ставшее привычным субсидирование цены топлива, оно дорожает еще быстрее. Ведь субсидии провоцируют избыточное потребление топлива.

В последние месяцы бензиновые субсидии сокращены в Индонезии, на Тайване, в Таиланде, Малайзии, Шри-Ланке и на Филиппинах. Китай, второй в мире потребитель нефти, в июне поднял цены на автобензин на 18%, а на авиакеросин – на 25%, предоставив целевые субсидии таксистам и фермерам. На субсидии Китай, по оценке Morgan Stanley, в 2007 г. потратил $27 млрд, а при средней цене нефти в $130/барр. в 2008 г. потратил бы около $100 млрд.

Несмотря на удорожание бензина, в Индии он стоит столько, сколько стоил бы без субсидий при цене нефти в $50/барр. В Малайзии, где субсидии нефтяникам ($15 млрд) составляли треть бюджета, бензин подорожал на 48%. В результате на 20% подорожало электричество и в 1,5 раза – газ.

Применяются и административные ограничения: в Индии чиновникам предписано сократить поездки, а армии и полиции – передвигаться в автомобилях втроем-вчетвером.

Латиноамериканские страны (кроме Перу) пока отказываться от субсидий не собираются. Чили их увеличила, а Колумбия, несмотря на бюджетный дефицит в 3,3% ВВП, отложила отказ от них после забастовки водителей. Аргентине и Венесуэле субсидии будут стоить более чем по $11 млрд, а Мексике – $24 млрд (в этой стране цена топлива в рознице в 2–4 раза ниже, чем у производителей). В Венесуэле литр бензина вообще стоит 4 цента. Его потребление за пять лет удвоилось.

Прямой контроль

Ряд стран не отказываются и от административного диктата над ценами. Правительство Мексики в июне договорилось с крупнейшими производителями продовольствия о заморозке цен 150 важнейших продовольственных товаров.

Аргентина занижает данные по инфляции, отмечает бывший главный экономист МВФ Кеннет Рогофф. По официальным данным, цены за 12 месяцев выросли на 9,1%, оценка университета Torcuato di Tella – 36,5%. Правительство заинтересовано влиять на статистику: доходность облигаций на $50 млрд привязана к инфляции.

Что дальше

Удорожание продовольствия подтолкнуло некоторые страны к поиску внешних инвестиций в производство. Саудовская Аравия (рост цен – 10,5%) будет финансировать агропроекты в Судане, Египте и на Украине: минимум на 100 000 га она будет выращивать для внутреннего потребления пшеницу, кукурузу, рис, сою.

В ряде стран борьба с инфляцией затрудняется дефицитом на рынке труда. Например, в июне проиндексировать зарплаты выше инфляции были вынуждены несколько британских компаний, включая инвестбанк Barclays.

Во втором полугодии инфляция может замедлиться, полагают экономисты J.P. Morgan. Этому способствует приостановка роста продовольственных цен. Майская инфляция в Китае (7,7% за 12 месяцев) оказалась самой низкой за четыре месяца. Замедлился рост цен на продовольствие, а это около половины потребительской корзины китайца.