Советы консультанта: Опытным путем


Как показывают опросы, до 80% студентов старших курсов московских вузов, обучающихся на финансистов, экономистов и менеджеров, в качестве первого места работы предпочли бы известную консалтинговую компанию. В основном это связано с мифами о стремительном служебном росте и фантастических гонорарах консультантов. Профессия бизнес-брокера не менее популярна вследствие новизны и некоего ореола таинственности. Но отсутствие стандартов бизнес-брокерской деятельности и квалификационных требований к посредникам приводит к тому, что предприниматели порой вынуждены доверять судьбу компании стажеру.

На развитых рынках давно выработаны четкие критерии, которым должен соответствовать посредник, работающий на рынке купли-продажи малых и средних компаний. Среднестатистический американский бизнес-брокер – это мужчина 55 лет, имеющий большой опыт предпринимательской деятельности. Да и выбирают эту профессию зачастую после продажи собственного бизнеса. Кроме того, кандидат на должность посредника должен иметь соответствующие сертификаты и быть членом саморегулируемой организации.

Те, кто задумывается о выборе профессии бизнес-брокера, могут сопоставить свое резюме с ключевыми компетенциями и условиями, которые, на мой взгляд, способствуют достижению реального успеха.

1. Образование: кроме профильного (экономического, финансового, управленческого) приветствуется послевузовская переподготовка (МВА) и диплом профессионального оценщика бизнеса.

2. Опыт: необходим в первую очередь опыт владения (совладения) бизнесом или работы на топ-позиции в успешной компании. Приветствуется опыт участия в подготовке и реализации сделок по купле-продаже имущественных комплексов, объектов недвижимости, в проектах по владельческому, управленческому, финансовому консалтингу, реструктуризации бизнеса.

3. Личные качества: кроме настойчивости и целеустремленности необходимы умение стратегически мыслить, анализировать информацию, готовить и вести сложные переговоры, быть арбитром в конфликтных ситуациях. Обязательны грамотная устная и письменная речь, умение четко формулировать мысли. Важно говорить с клиентом на одном языке и выстраивать доверительные отношения.

В нашем деле успех достигается очень долго: одно понимание, как правильно работать, приходит на третий год, а серьезный финансовый результат – и того позже. Многие уходят из профессии, так и не дождавшись «золотого дождя». Настройтесь на кропотливую работу, дорожите репутацией и запаситесь терпением. И тогда работа станет для вас хобби, за которое еще и платят.