Керосиновая зависимость

Рост цен на авиакеросин заставляет авиакомпании корректировать планы развития. Они отказываются от ранее запланированных новых маршрутов и заказывают более экономичные самолеты
С. Портер

От развития новых маршрутов на Юге отказался дискаунтер Sky Express. «В IV квартале 2008 г. мы планировали выполнять четыре ежедневных рейса в Москву из Краснодара и Волгограда, но не сможем этого сделать», – рассказал пресс-секретарь компании Виталий Коренюгин. При запуске новых рейсов компания несколько месяцев работает с нулевой рентабельностью, а из-за подорожания авиакеросина она может понести убытки, объясняет он. По данным исследовательской компании «Кортес», с начала 2008 г. авиакеросин подорожал на 67%. Сейчас в среднем 1 т стоит $1500, говорит директор аналитического департамента «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго.

«Аэрофлот-Дон» решила вместо трех Boeing 737-500 (112 мест) приобрести три Boeing 737-400 (160 мест), рассказал начальник коммерческой службы компании Николай Коненков. Расход топлива почти не изменится, а за счет большего количества мест можно сократить издержки, пояснил он. Источник в «Аэрофлот-Дон» сообщил, что частоту рейсов сокращать не планируется, но, возможно, компания также откажется от открытия некоторых новых направлений.

Топливо. 9,0

миллионов тонн авиакеросина было произведено в России в 2007 г. На долю пяти крупнейших нефтекомпаний приходится 7,5 млн т (данные ФАС).

Себестоимость организации одного рейса, например Москва – Волгоград, сегодня складывается из $7500 за топливо плюс прочие расходы примерно на $3000, год назад топливо обходилось в $3000–4000 при таких же прочих расходах, при этом стоимость авиабилетов выросла только на 15%, подсчитывает он. Также Sky Express решила не запускать ежедневные рейсы в Москву из Уфы и отказалась от приобретения четырех новых Boeing (всего в авиакомпании 10 самолетов), частота полетов по действующим 11 направлениям сохранится, отметил Коренюгин. По его словам, к вопросу открытия новых направлений вернутся в 2009 г., если стоимость авиакеросина стабилизируется.

По словам коммерческого директора «Авиалиний Кубани» Анатолия Голощапова, из-за подорожавшего топлива компания недополучает запланированную прибыль. Назвать конкретные цифры он отказался. В первом полугодии 2007 г. прибыль от продаж авиакомпании составила 151,084 млн руб. против убытка в 2006 г. (16,489 млн руб.). Голощапов не исключил, что, возможно, нынешняя ситуация заставит «Авиалинии Кубани» пересмотреть планы по зимнему расписанию, а пока «всеми доступными средствами стимулирует продажи». От роста цен на авиакеросин в основном пострадают небольшие авиакомпании, которые не могут обеспечить высокую прибыль за счет большого пассажиропотока, полагает Шаго.

Несмотря на то что представители крупнейших российских нефтяных компаний заявляют, что изменение цен на авиакеросин привязано к динамике цены нефти, 15 июля ФАС возбудила дела в отношении «Лукойла», «Газпром нефти», «ТНК-ВР холдинга», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза». В их работе найдены признаки злоупотребления доминированием на рынках авиакеросина и дизтоплива, заявил представитель ведомства. Дела были возбуждены после того, как премьер Владимир Путин высказал недовольство «самыми высокими в мире» ценами на авиакеросин.