Компания недели: «Ростехнологии»


Указ об активах, передаваемых в качестве имущественного взноса в госкорпорацию «Ростехнологии», был подписан в четверг, 10 июля. А 11, 12, 13 июля мне звонили чиновники с одним вопросом: «Ты указ-то видела?» Звонили те самые чиновники, которым я названивала много месяцев подряд и задавала тот же вопрос.

Семимесячная история с подписанием указа порядком надоела. И когда сказали: «свершилось», почему-то не верилось. Указ был и его не было. Все знали, что его подписали, но встречалось мало людей, указ читавших. Документ не появлялся даже в правительственной рассылке. Один чиновник пошутил: «Наш юрист указ подписал, теперь ему стыдно». «Наш юрист» – президент Дмитрий Медведев. А стыдно ему было четыре дня. Вечером 14 июля том «Вопросы госкорпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологий» с перечнем из 435 предприятий стыдливо вылез на kremlin.ru.

За что же может быть стыдно юристу? Главное за то, что Медведев, знающий о законах все и писавший учебник по гражданскому праву, своей подписью рождает неинституциональные образования. Теперь можно писать докторские диссертации и новые главы в учебники, чтобы ответить на вопрос: собственность государства, переданная государственной корпорации, чья – государственная или частная?

Гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов знает ответ: «Не государственная и не частная, это собственность государственной корпорации». И не страшно, что в Конституции такого вида собственности нет. В ней говорится только о частной, государственной и муниципальной.

Чемезов в интервью «Ведомостям» объясняет: холдинговые структуры «Ростехнологий» будут выводить свои акции на рынок, будет и IPO, надо же привлекать деньги на свои проекты. Вот гендиректор госкорпорации и расставил все точки над i. Получается, собственность у него – частная. И деньги, которые холдинговые структуры получат от использования госсобственности, в бюджет больше никогда не вернутся. Они пойдут на развитие самих холдингов. Именно об этом в мае писал министр финансов Алексей Кудрин: «передача <...> пакетов акций предприятий, по существу, направлена на «увод» доходов от их продажи из федерального бюджета, куда данные средства должны поступить в соответствии с законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Кстати, интересно, за несоответствие закону «О приватизации» юристу Медведеву тоже стыдно?