Цветы на дровах

В 2004 г. жительница Уфы менеджер инвестбанка Лариса Китова создала собственную компанию по выращиванию цветов. До сих пор ее теплицы отапливаются дровами, но при этом она стала единственным местным продавцом собственных цветов
А.Акбутин

Открытие каждого магазина обошлось ей примерно в 0,5 млн руб. – аренда, мебель, вывеска. На это пришлось брать кредит.

Своим делом я обязана родителям. Глухонемые люди, они всю жизнь выращивали цветы и так выражали любовь к миру. Собственную компанию «Фабрика цветов Ларисы Китовой» я назвала так, чтобы увековечить фамилию отца», – рассказывает Лариса. Со слухом у нее все в порядке, она окончила школу с золотой медалью и экономический факультет Башкирского госуниверситета с красным дипломом. После аспирантуры устроилась на позицию секретаря-референта аппарата президента Башкредитбанка. К моменту, когда банк поменял владельца и стал называться «Уралсиб», Китова работала менеджером по выдаче займов в инвестиционной компании. «Ситуация в банке тогда была непонятной, люди начали уходить, я задумалась о том, что, возможно, и мне придется что-то менять, – признается Лариса. – Родители выращивали тюльпаны к 8 Марта, я всегда им помогала. Сезон 2004 г. оказался очень удачным. Мы продали все цветы, я поняла, что спрос увеличился, а значит, можно построить еще одну теплицу. Я начала сама договариваться со строителями, решать проблему с отоплением. Газа на садовом участке не было, для водяного отопления поставили котел, вода в котором нагревается дровами». На постройку и оборудование новой теплицы на садовом участке родителей Китова потратила около 300 000 руб. – взяла в долг у поверивших в ее успех знакомых. И уволилась из банка.

Цветочный конвейер

«Родители продавали на 8 Марта около 3000 тюльпанов, я решила увеличить это число в 10 раз и в сезон 2005 г. заработала около 1 млн руб., – рассказывает Китова. – Этот бизнес специфичен: луковицы сажаются осенью, цветы вырастают к весне, фактически ты закапываешь в землю деньги, которые вернутся через полгода. Например, если вкладывать те же деньги в банк или давать в долг под проценты, заработать можно больше». «Эти два месяца целый год кормят», – соглашается генеральный директор компании «Агросервис» (выращивание цветов, Люберцы) Ирина Савельева.

Чтобы вложенные средства не «лежали в земле», Китова решила сажать и культуры, востребованные круглый год. «Добавила лилии, потом гиацинты и ирисы. К лету начала выращивать рассаду для вертикального озеленения и большой ассортимент однолетних культур, круглый год выращиваю цветущие горшечные культуры. Осенью предлагаю новинку – цветочную культуру для вертикального озеленения, которая прекрасно ощущает себя в октябре, когда у нас празднуется День Республики», – рассказывает Китова.

Двойной формат

Сейчас у «Фабрики цветов» 1500 кв. м теплиц. Годовой оборот компании достиг 7 млн руб. «Я пытаюсь найти что-то, что пользовалось бы таким же бешеным спросом, как и тюльпаны. Ведь они востребованы три раза в году – на Рождество, День св. Валентина и 8 Марта», – объясняет Китова. В 2007 г. Лариса открыла в Уфе два цветочных магазина, где не только продаются цветы, но и оказываются услуги по флористике.

Сейчас у Китовой 10 наемных работников. Сотрудники офиса получают 20 000 руб., работники теплиц – 5000–7000 руб. 70% прибыли Лариса вкладывает в посадочный материал, потому что все растет не один день и, чтобы не нарушать деятельность конвейера, вкладывать приходится постоянно.

«Владельцы цветочных хозяйств редко открывают свои магазины, а если открывают, то не для флористики, а просто чтобы продавать цветы, – утверждает арт-директор компании «Сады Сальвадора» Роман Зарубин. – Выращивание и продажи – два разных направления бизнеса с разным подходом». «Магазин – это такое же серьезное направление, как и производство, – соглашается Китова. – Раньше я сдавала цветы в оптовые компании, но потом осознала потребность в фирменных магазинах, чтобы обеспечить клиентов именно моими цветами. Наши магазины работают в двойном формате – розницы и опта. И две схемы работы: через кассу для частных клиентов и по безналичному расчету – для корпоративных. В собственном магазине я могу мобильно реагировать на спрос и снижать цену, если покупатель берет много цветов». Китова также сдает цветы оптовикам и в другие цветочные магазины, где они продаются в упаковке с фирменным логотипом. Другой рекламы нет.

Маленький монополист

Еще один канал сбыта для продукции «Фабрики цветов» – это озеленение городских улиц и прилегающих к торговым центрам площадок, оформление интерьеров кафе, ресторанов. «Когда я работал руководителем УХО (управление хозяйственного обеспечения) компании «Мир», управляющей крупнейшим в Уфе ТЦ «Мир», в мои функции входили работы по внешнему и внутреннему озеленению, – рассказывает менеджер проекта ТРК «Дружба» Вадим Авхадеев. – Китова сама позвонила и предложила услуги. На озеленение был проведен официальный тендер, и, хотя у «Фабрики цветов» услуги не дешевле, чем у других, Китова предложила массу вариантов обслуживания, и ее компания тендер выиграла. Сотрудничество продолжается до сих пор».

У «Фабрики цветов» в Уфе достаточно конкурентов в области флористики, но все городские цветочные салоны работают с покупными цветами. В плане выращивания цветов Китова – монополист. «Большинство северных оптовых компаний покупают цветы в Краснодарском крае, где «дешевое» солнце. С цветами оттуда конкурировать по цене сложно, но качество у них хуже», – утверждает Китова. Выходить на московский рынок Лариса пока не собирается: он заполнен цветами, выращенными в местных цветочных хозяйствах и привезенными из Голландии. «В Московском регионе рассады не хватает, – отмечает Савельева, – оставшиеся с советских времен крупные теплицы сносят, нет проблемы в том, чтобы продать рассаду, проблема одна – нехватка площадей под теплицы. Срезанные цветы продавать действительно сложно и невыгодно, поскольку рынок заполнен продукцией из Голландии».

Плата за холод

«Таких предприятий, как «Фабрика цветов», немного, и на рынке они погоды не делают, – говорит Зарубин из «Садов Сальвадора». – Наше цветочное производство сопряжено с трудностями, обусловленными холодным климатом, неразвитыми технологиями. И ассортимент довольно узок. Кроме того, в нашей стране нет централизованного узла для покупки цветов. В Голландии есть аукцион с огромным ассортиментом и гибкими ценами. Наши же производители часто держат одну и ту же цену весь год». По мнению Зарубина, привозные цветы более конкурентоспособны, несмотря на транспортные и таможенные расходы: «Российские оптовики централизованно закупают цветы на аукционах, проводят их через таможню и санитарный контроль, салоны с этими проблемами не сталкиваются. В регионах ситуация несколько иная – поскольку цветочные потоки идут через Москву и Санкт-Петербург, региональным покупателям за доставку приходится платить дороже и дольше ждать, поэтому местные цветы там более конкурентоспособны».

«Я выращиваю цветы в более тяжелых условиях, чем краснодарские или даже московские цветоводы, – говорит Китова. – Зимой температура иногда падает до минус сорока градусов, а поскольку в поселке до сих пор нет газа, теплицу приходится отапливать дровами. Чтобы выходить на другие регионы, нужно выращивать цветы в больших объемах и снижать их себестоимость. Производство цветов невыгодно при рентабельности ниже 200%, много средств уходит на обслуживание, к тому же цветовод покупает посадочный материал, не будучи уверенным, что он весь вырастет или вырастет качественно». Формирование цен на цветы Китова объясняет на примере тюльпанов: «Луковица из Голландии с учетом таможенных и транспортных расходов в Уфе стоит около 10 руб., затраты на выращивание составляют до 10 руб. Чем больше объем выращиваемых цветов, тем меньше затраты на каждый отдельный цветок. Совхозы продают тюльпаны по 15–17 руб., оптовая цена на мои цветы – 23–30 руб. в зависимости от сорта». На вопрос о дальнейших планах Китова отвечает: «Осваивать новые рынки, предложить потребителю то, что в моем регионе никто не предлагает». Но для начала сменить дровяное отопление на газовое.