Иран на очереди


Мораторий на расширение Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) может быть снят уже 25 июля на заседании в Душанбе министров иностранных дел стран, входящих в эту организацию. «Если единогласно будет принято решение о возможности расширения ШОС, то стороны начнут подготовку определенного механизма по этому вопросу, – цитирует сотрудника МИД России ИТАР-ТАСС. – Продолжают поступать заявки от различных стран и международных организаций на взаимодействие с ШОС, в частности по антинаркотической проблематике».

ШОС создана в 1996 г., в нее вошли Россия, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Казахстан и Китай. Статус наблюдателя имеют Индия, Иран, Пакистан и Монголия, все они подали заявки на членство. Участники организации координируют действия по борьбе с терроризмом и наркоугрозой, есть совместные экономические проекты.

Мораторий на прием новых членов был наложен в 2006 г. Как пояснил директор исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС Мырзакан Субанов, прием не возобновят, пока не будут разработаны критерии расширения ШОС.

Иран – первый претендент на вхождение в ШОС в случае отмены моратория, полагает гендиректор Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров. Правда, для расширения организации нужен консенсус, а США будут оказывать давление на других участников организации, чтобы предотвратить вступление Ирана, добавляет эксперт. По его мнению, на встрече в Душанбе Иран точно не будет принят в ШОС, поскольку это долговременный процесс.

Шансы на вступление в ШОС имеет разве что Монголия, а в пакете с ней может при наличии согласия со стороны Китая пройти и Индия, считает эксперт Информационно-аналитического центра по изучению политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. Вступление Ирана лоббирует Таджикистан, однако сейчас это невозможно из-за осторожного отношения к Тегерану со стороны Москвы и Пекина.

Дискуссия о расширении ШОС за счет Ирана может стать ответом на разговоры о возможности присоединения к НАТО Украины и Грузии, резюмирует эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.