Нашли друг друга

Госкорпорации собираются делать бизнес вместе. У Внешэкономбанка благодаря государству есть много дешевых и длинных денег. Они нужны «Ростехнологиям», чтобы поднять полученные от государства компании
Д. Гришкин

Сегодня гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов и председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев подпишут соглашение о сотрудничестве, рассказали источники в госкорпорациях. Основная цель – установление партнерства и развитие «долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в реализации инвестпроектов», сообщают в «Ростехнологиях».

Внешэкономбанк займется комплексной экспертизой инвестпроектов с участием «Ростехнологий» и организует их финансирование. «Ростехнологии» обещают предоставлять госбанку информацию для разработки схем финансирования проектов. Источник, близкий к «Ростехнологиям», объяснил: «Дешевые и длинные деньги ВЭБа для госкорпорации представляют большой интерес. Проценты по его кредитам ниже рынка». Директор промышленного департамента ВЭБа Андрей Сапелин говорит, что банк намерен сотрудничать с «Ростехнологиями» в отраслях машиностроения, спецсталей и ВПК.

После превращения в госкорпорацию ВЭБ становится ключевым кредитором оборонной отрасли, он финансирует большинство программ, имеющих коммерческую перспективу, в которых задействованы или заинтересованы входящие в «Ростехнологии» предприятия, говорит Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. Это создание нового истребителя Су-35, пассажирского самолета Superjet, санация предприятий судпрома, реконструкция производств концерна ПВО «Алмаз-Антей», отмечает он. В первую очередь ВЭБ финансирует техническое перевооружение предприятий.

В 2007 г. «Рособоронэкспорт» (теперь – «Ростехнологии») практически лишился двух важных источников кредитов – ВТБ и Сбербанка, говорит менеджер одного из предприятий, близких к «Ростехнологиям». У ВТБ новая финансовая политика, а у Сбербанка – топ-менеджмент, поясняет он. «ВЭБ может стать (если уже не стал) не безальтернативным, но самым большим кошельком «Ростехнологий», – говорит менеджер. Представители Сбербанка и ВТБ отказались это комментировать. Один из руководителей госбанка уверен, что «Ростехнологиям» будет нужно много денег, поэтому госкорпорация продолжит сотрудничество со всеми госбанками. «Ростехнологии» – клиент интересный, от него никто не откажется, говорит он.

Экономика нового госсектора может замкнуться сама на себя, отмечает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. «Компании «Ростехнологий» – это плоть, а деньги ВЭБа – кровеносные сосуды [госсектора]», – говорит чиновник профильного ведомства. Обе госкорпорации существуют благодаря госактивам: «Ростехнологии» – имущественным, а ВЭБ – денежным, считает он. «Частный сектор – это пешки на шахматной доске, они передвигаются на общих основаниях, – рассуждает Гавриленков, – а есть слоны – госкорпорации, у них большое преимущество».

Нет ничего удивительного в том, что новый сектор экономики – госкорпорации – живет по своим законам, считает ректор РЭШ Сергей Гуриев. Сразу было понятно, что они будут в особых условиях. Похоже на СССР, замечает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: тогдашняя экономика – взаимоотношения госпредприятий. Чем больше ВЭБ будет кредитовать госкорпорации, тем меньше достанется частным компаниям, говорит он.

ВЭБу уже тесны рамки меморандума о финансовой политике, принятого год назад. Меморандум позволяет банку инвестировать только в восемь отраслей экономики. Сапелин сказал, что сейчас правительство решает, не расширить ли список за счет строительных материалов, агропрома и химии. Еще в список приоритетных отраслей могут добавить здравоохранение, подтверждает источник в правительстве. Почти все отрасли связаны с продвижением нацпроектов, говорит чиновник правительства, поэтому инициатива наверняка будет одобрена. Химическая отрасль в этот список попала тоже не случайно, говорит Сапелин: правительство ставит вопрос о переработке попутного газа и может финансировать строительство независимых НПЗ. Минпромторг одобряет идею включить химическую отрасль в меморандум ВЭБа, говорит замминистра Станислав Наумов. «Других возможностей для развития у компаний отрасли, например налоговых льгот, нет. ВЭБ станет хорошим финансовым ресурсом для государственно-частного партнерства [в химии]», – говорит Наумов.