Экономика без рук

Экономике не хватает работников, затраты на труд растут быстрее производительности. Без притока рабочей силы экономический рост замедлится, предупреждает «Ренессанс капитал»
С.Портер

В 2007 г. вклад труда в экономический рост составил 16%, но к 2009 г. его доля может снизиться до нуля, рассказывает соавтор исследования «Российский экономический рост: путь в условиях глобального шторма» Елена Шарипова. Этот факт учтен в прогнозе роста ВВП: по оценкам «Ренессанс капитала», к 2011 г. он замедлится до 5,5% (прогноз Минэкономразвития – 6,2–6,5%). Экономика будет расти только за счет капитала и прочих факторов продуктивности, в которых сейчас наибольший вес имеет дорожающая нефть, говорит Шарипова.

У России почти наименьшая доля занятых среди стран группы БРИК: в Китае заняты 60,7% населения (800,3 млн человек), в Индии – 46,5% (516,4 млн), в Бразилии – 52,6% (99,5 млн), в России – 52,1% (74,1 млн). Придется выбирать: либо приток мигрантов, либо снижение темпов экономического роста, считает Шарипова. В 2009–2011 гг. трудоспособное население будет сокращаться на 300 000–400 000 человек ежегодно, говорит Валерий Елизаров из Центра по изучению проблем народонаселения МГУ.

Оставшиеся работники продолжат дорожать, уверен экономист ЦМАКП Владимир Сальников. Труд в России все еще дешев (см. график на стр. А1), несмотря на быстрые темпы роста стоимости рабочей силы (за 2001–2007 гг. – в 6,2 раза) из-за низкого последефолтного старта. На Украине за тот же период рабочая сила подорожала в 6 раз, в Казахстане – в 4,5 раза, в Китае – в 3,3 раза.

При этом по темпам роста производительности труда Россия уступает только Китаю (см. график). Этот рост ускоряется, говорит эксперт Центра развития Валерий Миронов, – с 5,5% в 2005 г. до 8,4% в 2007.

Зарплаты растут вдвое быстрее: в реальном выражении – на 17,4% в январе – июне 2008 г. по отношению к первому полугодию 2007 г. Удельные трудовые издержки предприятий растут примерно на 20% в год, отмечает Миронов: вдвое быстрее, чем в Китае, и на порядок больше, чем в Европе. По его словам, по сравнению со странами – торговыми партнерами конкурентоспособность российской промышленности снижается на 12–15% каждый год.

На рост производительности труда раньше влияло высвобождение занятых, сейчас увольнять некого, рассказывает Миронов: в 2006 г. обрабатывающие производства сократили 2% рабочих мест, в 2007 г. – 0%. В то же время раздут сектор госуслуг, говорит он: «У нас милиционеров на тысячу населения в четыре раза больше, чем в других странах».

Потенциал роста производительности – в технологиях, в оптимизации процесса производства, уверен Сальников: снова высвобождаются лишние работники, снижаются издержки. По оценкам управляющего партнера Strategy Partners Александра Идрисова, текущий объем ВВП России могли бы создавать втрое меньше работников и это альтернатива привлечению мигрантов. Для работы в современном обрабатывающем центре завода нужны один-два специалиста и их производительность сравнима с работой 20 обычных токарей, рассказывает замгендиректора «Трансмашхолдинга» Анатолий Мещеряков.

Нерентабельные предприятия не всегда можно закрыть из-за возможных социальных последствий, напоминает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.

По данным Института экономики переходного периода, для 40% промпредприятий нехватка квалифицированных кадров – главная причина, мешающая росту выпуска, в этом году она впервые стала большей проблемой, чем дефицит оборотных средств. Несмотря на это, 68% предприятий довольны производительностью труда, только 25% хотели бы ее повысить.

Из-за высоких темпов роста зарплат работодатель не может быстро найти сотрудников, говорит Гимпельсон, – это создает иллюзию нехватки рабочей силы. Кроме того, рост зарплат увеличивает спрос на работников сферы услуг – уборщиков, сиделок и проч., их дефицит будет восполняться как в Европе – за счет мигрантов, считает он.