Отпустить всех

Не более 2–3% компаний в России решается на корпоративные отпуска: чем продолжительнее такой отпуск, тем больше рисков у владельца бизнеса, полагают эксперты

Держит клиент. Сергей Пятенко

генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК. «Главный риск корпоративных отпусков – это возможность внезапного обращения клиента. Если клиент вовремя не получит то, что ему нужно, он просто уйдет к конкурентам, и вернуть обратно его будет гораздо сложнее»

В конце прошлой недели Ульяновский автозавод (УАЗ) запустил конвейер после технического перерыва – с 7 по 25 июля сотрудники компании отдыхали. «В летний корпоративный отпуск коллектив УАЗа уходит третий год подряд, – рассказала «Ведомостям» руководитель департамента информации и общественных связей компании Алла Акимова. – Отпуск связан с техническими работами, для которых необходима остановка конвейера. До 2006 г. техническое обслуживание конвейера шло в рабочем порядке, но в связи с ежегодным ужесточением экологических требований (переход на «Евро-2», «Евро-3», «Евро-4») проводятся более масштабные работы». По ее словам, в прежнем режиме работает лишь служба продаж и маркетинга. «Корпоративный отпуск не влечет за собой финансовых потерь, он прописан в плане работы на год, – отмечает Акимова. – Дополнительных затрат не требуют ни остановка предприятия в период отпуска, ни его последующий запуск».

Одни отдыхают

«Эксперт по работе со СМИ ЗАО «GM-АвтоВАЗ» Ирина Шемякина говорит, что запланированная остановка конвейера происходит в соответствии с практикой, сложившейся на всех заводах General Motors, – в период летних отпусков и рождественских каникул. В это время производят необходимые профилактические и ремонтные работы. Такая практика на «GM-AвтоВАЗе» существует с начала функционирования завода, отмечает Шемякина: летние каникулы длятся две недели, а зимние ровно столько, сколько отдыхают все россияне. Запланированная остановка конвейера не оказывает влияния на финансовые показатели компании.

В компании «Ростсельмаш» единовременно (с середины августа до середины сентября) уходят в отпуск сотрудники основного производства (в 2008 г. – около 4000 человек), рассказала руководитель пресс-службы компании Мариам Ананян. Это дает «ощутимую экономию по расходам всех видов энергоресурсов», предприятие имеет возможность проведения серьезных ремонтно-монтажных работ, а также не приходится искать замену сотруднику во время его отпуска, пояснила она.

«Летом обычно наблюдается спад на рекламном рынке, в связи с чем многие глянцевые журналы выпускают сдвоенные номера (июнь – июль или июль – август)», – поясняет ситуацию Лилия Владимирова, директор по маркетингу TNS Gallup AdFact.

«Корпоративные отпуска могут позволить себе компании, которые создают запасы, этакие загашники на время массовых отпусков и в которых мала вероятность внезапного обращения клиентов. Подобная практика существует в компаниях тех сегментов бизнеса, где есть ярко выраженная сезонность», – комментирует Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК.

Другие работают

По словам директора самарской туристической компании «Северный ветер» Светланы Крюковой, время традиционных корпоративных отпусков на предприятиях – самое активное в работе турагентства. Объем заказов увеличивается в 3–4 раза, говорит она. «В летнее время приходится брать дополнительный персонал, но и выручка предприятия вырастает (в среднем на 200%), позволяя покрыть эти расходы. Время для собственного отпуска у турагентств наступает в низкий туристический сезон. Отдых в конце ноября – начале декабря не влияет на доходность компании и позволяет набраться сил перед высоким сезоном зимой», – говорит Крюкова.

Пресс-секретарь авиакомпании «Самара» (входит в «Эйрюнион») Александр Ирдуллин говорит, что в авиакомпании нет практики корпоративных отпусков. Не позволяет характер работы. Летом график полетов наиболее интенсивный, и отправлять в отпуск значительную часть персонала нецелесообразно. Работа летчиков, бортпроводников, авиатехников требует высокой квалификации и длительной подготовки, поэтому временная занятость не является решением проблемы, отмечает Ирдуллин.

На заводах «Сибур-нефтехима» непрерывное производство, не зависящее от сезона, рассказал руководитель пресс-службы компании Дмитрий Шадымов. Поэтому массовых отпусков (20–30% сотрудников) летом не бывает, наоборот, работники одного подразделения не могут уходить в отпуск одновременно, график тщательно выверяется, говорит Шадымов. «Сезон никак не влияет и на работу предприятий группы ГАЗ, в любое время года мы заинтересованы в наборе новых сотрудников», – подчеркивает пресс-секретарь группы Олег Гамов.

Весной и летом компания увеличивает персонал на 50–100% от стандартных 80 человек, рассказал замгендиректора нижегородской строительной компании «Стройспектр» Виталий Строганов. В 2008 г. она временно набрала более 30 человек разнорабочих для строительства жилого дома. Зимой необходимость в этих работниках отпадет, держать их в штате невыгодно.

«Основной персонал мы привлекаем с мая по сентябрь. Это гиды и менеджеры для обслуживания туристов, в отдельные дни их число может доходить до сотни человек», – говорит гендиректор петербургской компании «Арктур трэвел» Елена Мальчонок.

Роскошь для больших

«Одно дело – корпоративный отпуск, когда специфика бизнеса позволяет отправить всех сотрудников сразу реализовывать свое право на отдых, другое – когда такого рода отпуск есть скрытая форма безработицы. У компании нет заказов, склады переполнены продукцией и нечем платить зарплаты сотрудникам, которых и приходится отправлять в отпуск», – отмечает Пятенко.

«Для работодателя массовый роспуск сотрудников может быть продиктован сезонными явлениями на рынке либо экономической ситуацией в самой компании», – соглашается Павел Безручко, генеральный директор «Экопси консалтинг».

«Крупному предприятию вроде бы сложнее отправить всех сотрудников в отпуск, но некоторые гиганты автопрома это себе позволяют, – продолжает Пятенко. – А небольшая юридическая фирма – не может: клиент не будет ждать, когда юристы вернутся с пляжа. Точно не могут себе позволить корпоративных отпусков предприятия с непрерывными производствами, а также сфера услуг».

По мнению Безручко, целый ряд компаний к лету продумывает тактику замещения специалистов, в каких-то случаях возможно задействовать кадровый резерв, в каких-то – нанимать сезонных работников. «В любом случае планировать отпуска необходимо в начале календарного года, – советует Безручко. – Тогда удастся избежать производственных рисков и перегрузок для части персонала».